Филипп Стеркин: Экономические цели правительства противоречивы

Центробанк подвел черту под экономической политикой Кремля и правительства. Россия вошла в зону стагнации, из которой есть только один выход - вернуться к началу дороги, которая к ней привела. То есть к модели, основанной на потреблении, подпитываемом сырьевыми доходами. Такой прогноз дал регулятор в своей денежно-кредитной политике. Попытка сменить экономическую модель провалилась.

Но и нефть уже не сможет оживить экономику, она поможет лишь немного оторваться от нулевой черты. «ВВП, как и рубль, реагирует на изменения цены на нефть асимметрично. Ее снижение заметно сказывается на динамике ВВП, тогда как повышение не способствует ускорению роста», - пишут экономисты Альфа-банка Наталия Орлова и Дмитрий Долгин. Все это похоже на анекдот: какой конвейер ни поставь на «АвтоВАЗе», все «Жигули» получаются: место проклятое. Вот и в экономике тот же конвейер: нефть продали, деньги проели. Потому что «проклятое место» в головах.

Точнее, нет... Нельзя говорить, что власти не удалось выполнить обещанное: она и не пыталась. Наоборот, всеми силами старалась законсервировать эту модель - нефтепотребительскую и бюджетораспределительную. Иной модели роста предложено не было.

Да, были инаугурационные указы Владимира Путина, в которых он поручил построить за несколько лет общество победившего госкапитализма: зарплаты поднять, производительность и инвестиции увеличить, малый бизнес поддержать. Но в основе экономической политики должны лежать конкретные цели. ЦБ шел к политике таргетирования инфляции и последовательно отказывался от влияния на валютный курс. Правительству тоже надо было сформулировать ключевые задачи. Например, стимулирование малого бизнеса. И оценивать любые решения с точки зрения влияния на малый бизнес. Но ради выполнения поручения повысить зарплаты бюджетникам регионы режут инвестиционные расходы, т. е. свои будущие доходы. А недостающее регионы и муниципалитеты пытаются забрать у малого бизнеса, обсуждая разные варианты: налог с продаж, сборы за право заниматься бизнесом, ужесточение условия использования специальных налоговых режимов. Пока эти решения не приняты (см. статью на стр. 04), но всякий раз предприниматели получают сигнал: бизнесом заниматься не нужно. Об этом же узнает крупный бизнес, читая решение о возврате «Башнефти» бюджету.

Государство ищет длинные деньги на инфраструктурные проекты, но лишает экономику единственного самовоспроизводящегося источника этих длинных денег - пенсионных накоплений. В итоге уже на мегастройки государства - расширение БАМа и Транссиба - не находится денег даже у ВЭБа.

Но главное - почти все задачи экономического развития противоречат политическим. Спровоцированная политикой девальвация и разогнанная ею инфляция сделали самым выгодным бизнесом простую покупку валюты. На подорожавшем долларе можно было заработать более 20%, а если вложить в американский индекс DJ, то и все 30%. Занимаясь обычным малым бизнесом, заработать такую прибыль сложно, а вот получить убытки - легко.