От редакции: Русская православная церковь идет навстречу народу

Делая все больший акцент на этнической идентификации, Русская православная церковь (РПЦ) идет навстречу населению и государству. Патриарх Кирилл, открывая XVIII Всемирный русский народный собор (ВРНС), призвал хранить единство народа в условиях внешнего давления. Для этого необходима общность ценностей, единое понимание истории и признание особой роли русских. «Судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России». Пренебрегать этим сегодня - значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия» (цитата по «Интерфаксу»).

Единству угрожают «те, кто считает себя победителями в холодной войне». Они «навязывают миру свое понимание экономики и государственного устройства, стремятся подавить решимость отстаивать ценности и идеалы, отличные от <...> связанных с идеей потребительского общества».

ВРНС всегда был светской площадкой для церкви, здесь она выступала с инициативами в адрес общества и государства. Вот и сейчас для РПЦ важно заявить свою политическую позицию. Во время острой фазы украинского конфликта это было сложно. Украинская православная церковь Московского патриархата - крупнейшая конфессия Украины, для Кирилла она всегда была важнейшим активом в его проекте «русского православного мира». Сейчас идея «русского мира» без границ как в светской (имени Владимира Путина), так и в религиозной части проваливается, зато нужно оправдывать самоизоляцию и ругать загнивающий Запад.

Заметно, как патриарх вторит тезисам президента. Путин тоже настаивает на едином понимании истории, закрепляет право на национализм за государством.

На фоне экономического кризиса снова всплывает старый тезис о «государствообразующей роли русского народа». Обсуждению собора предложена Декларация русской идентичности. В ее начале указывается, что главный критерий национальности - самосознание. Во время переписи населения русскими назвались 111 млн. Однако в конце авторы предлагают еще несколько внешних критериев: русский не имеет «иных этнических предпочтений», говорит на русском языке, признает православное христианство основой национальной духовной культуры, ощущает «солидарность с судьбой русского народа».

Тут велико искушение создать некий орган по определению русскости. Ценностное регулирование сейчас вообще популярная отрасль народного хозяйства в России, неудивительно, что ВРНС и РПЦ хотят поучаствовать. Важнее, впрочем, то, что церковь здесь потакает взглядам своего «большинства» (тоже напрашивается сравнение с «путинским большинством»). Социологические опросы показывают, что церковь для этого большинства - не сакраментальный институт, а средство национальной и культурной идентификации, и ее особые отношения с государством только подкрепляют это представление. Похоже, церковь такие отношения устраивают.