Мнения
Бесплатный
Андрей Колесников
Статья опубликована в № 3714 от 12.11.2014 под заголовком: Политэкономия: Sputnik вместо Ketchum

Андрей Колесников: Sputnik вместо «Спутника-1», грубая пропаганда вместо «мягкой силы»

В чем отличие СССР от современной России? СССР почти 60 лет назад запустил «Спутник-1», ставший предметом зависти США и спровоцировавший космическую гонку, поначалу в режиме мирного соревнования. Современная Россия запускает Sputnik - систему пропагандистских представительств МИА «Россия сегодня». В 2015 г. радиовещание на 30 языках должно превысить 800 часов в сутки в 34 странах и 130 городах мира. «СМИ под новым брендом призваны показывать многополярный мир, где у каждой страны есть свои национальные интересы, культура, история, традиции».

«Спутник-1» был свидетельством технологической мощи и научного энтузиазма. Той самой «мягкой силой», которую тогда еще так не называли. Доказательством привлекательности страны за ее пределами и предметом гордости внутри государства. Sputnik - свидетельство того, что сегодняшняя Россия все никак не может объяснить себя миру. Сколько она ни показывает свой положительный образ, на выходе получается отрицательный. И никакое агентство Ketchum (что характерно, американское) не могло в этом России помочь.

Русские слова, обретающие интернациональный смысл, отражают историческую симптоматику. Ну, с bistrot все понятно. Симптоматично, что во французский перешло русское слово knout, символ жестокости и принуждения. Почти три десятилетия советская пропаганда эксплуатировала до дыр и потери семантики слово Sputnik - турбюро, гостиницы с жуткой репутацией и апээновский журнальчик девальвировали понятие. Девальвировалась, выдыхалась и мельчала и сама советская власть. Потом СССР вернулся на мировую арену с двумя гиперпопулярными брендами - perestroika и glasnost. Эпоха транзита закончилась брендом Putin.

И вот опять возвращается не «Спутник», а Sputnik, пропагандистский бренд, пародирующий умерший своей смертью старый пропагандистский бренд и пытающийся жить за счет энергии, излучаемой более полувека этой погасшей советской звездой. Какая злая ирония истории: дискаунтер «Победа» вместо автомобиля «Победа».

Ровно в день запуска нагруженного историческими смыслами Sputnik одна представительница зарубежного мозгового треста спросила меня: «Это чтобы подрывать или информировать?» Очень точный вопрос. Но не одно ли это и то же в условиях противостояния двух систем? Подрывать, информируя, скорее получалось у Запада. Информировать, подрывая, не очень получалось у Востока. В результате четверть века назад рухнула Берлинская стена.

Sputnik - это сигнал о возвращении противостояния ценностей. До сих пор информировать, подрывая, и подрывать, информируя, не нужно было никому. Но начавшееся ралли - гонка санкций, вооружений, информационных ресурсов - это ли не холодная война?

Впрочем, потенциальный противник уже обезоружен: иностранные агенты разоблачены, присутствие иностранцев в российских СМИ скоро будет ограничено до бессмысленных значений. Руководство России верит в чуждые влияния, как верило в них советское руководство времен «Спутника-1». Только советскому руководству было что предъявить в качестве «мягкой силы». Сегодня предъявить нечего.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать