Статья опубликована в № 3717 от 17.11.2014 под заголовком: Госрегулирование: Вернуть себе рынок

Денис Мантуров: Вернуть себе рынок

За последние пять лет инвестиции государства в фундаментальные и прикладные исследования удвоились, а за десятилетие выросли более чем в 10 раз
А. Махонин / Ведомости

Основные факторы, определяющие «пределы роста» в современном мире, - это экономический спад, антропогенный пресс и ресурсный голод. Для России они не представляют существенной угрозы. Это дает нам преимущества в борьбе за ресурсы и передел рынков. В этом соперничестве критическим для всего мира может стать период 2020-2030 гг. - время «стратегических шоков».

В оборонной промышленности и ряде других направлений позиции России в мире очень сильны. Мы занимаем 1-е место в самом высокотехнологичном секторе - боевой авиации. Экспортный портфель заказов субъектов ВТС достиг рекордной цифры - $49,1 млрд, 44% из них - заказы на авиационную технику. При этом объем экспорта военной техники по итогам 2013 г. составил $15,7 млрд. Сейчас проводится масштабная модернизация производственных мощностей в ОПК.

В гражданских секторах промышленности у нас большой нереализованный инновационный потенциал. За последние пять лет инвестиции государства в фундаментальные и прикладные исследования удвоились, а за десятилетие выросли более чем в 10 раз. Удалось сформировать задел новых разработок в станкостроении, тяжелом и сельскохозяйственном машиностроении, судостроении и гражданской авиации, фармацевтике и медицине. Минпромторг провел ревизию созданных во всех отраслях результатов интеллектуальной деятельности, правами на которую обладает государство, открыв для отечественного бизнеса возможность их безвозмездного использования. Россия должна состояться и на новых высокотехнологичных рынках и в сегментах, которые только начинают развиваться. Мы уже разработали и приступили к реализации стратегических и программных документов в таких отраслях, как биотехнологии, композиты, редкие и редкоземельные металлы, фотоника; начали прорабатывать перспективные направления развития и необходимые меры господдержки в робототехнике и аддитивных технологиях.

Но узкоотраслевые механизмы стимулирования не могут обеспечить адекватный эффект в условиях структурных проблем, которые существуют в экономике и промышленности. Многие российские компании не готовы обеспечить инновационные изменения и внедрение новых разработок из-за устаревшего оборудования, закредитованности и тяжелых условий привлечения инвестиций, отсутствия современной производственной инфраструктуры.

В области промышленного дизайна и брендинга мы не только не «впереди планеты всей», а ровно наоборот. Уже сформировался «дизайн-барьер» вхождения на зарубежные рынки для многих наших промышленных компаний. А с учетом современного уровня интеграции промышленного дизайна в инженерное проектирование (конструирование и инжиниринг) становятся очевидными риски конкурентоспособности российских производителей. На преодоление этих системообразующих изъянов и создание новых фундаментальных основ роста нацелена новая промышленная политика. В качестве приоритетов мы определили поддержку прорывных научных разработок и новаций, обеспечивающих опережающее развитие технологического потенциала, выстраивание и гармонизацию кооперационных связей между наукой и бизнесом, создание стабильных условий и среды максимального благоприятствования для устойчивого развития промышленности.

С учетом нынешней структуры российской экономики, ее потенциала и мировой конъюнктуры в ближайшие 5-10 лет наиболее адекватной стратегией развития является интегрированная индустриализация. Это диктует необходимость развивать не только традиционно сильные у нас секторы - аграрный, сырьевой и оборонный, но и отрасли инновационной промышленности будущего, от самых наукоемких сегментов традиционных отраслей до ключевых прорывных технологий и новых рынков. В рамках госуправления необходимо обеспечить плотное взаимодействие, концентрацию ресурсов и регуляторных возможностей всех уровней власти для индустриального развития территорий всей страны. Фактически заново требуется создать прикладную науку, которая станет связующим звеном между бизнесом и сферой фундаментальных исследований. Параллельно придется менять традиционные установки отечественного бизнеса, не готового инвестировать в новые разработки. Необходимо кардинально улучшить инвестклимат и повысить привлекательность промышленности как объекта вложений, нужны новые подходы в налоговой политике в отношении новых производств. В серьезном реформировании нуждается и производственная сфера, где должны появиться новые промплощадки, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки, промышленные кластеры. Все это должно привести к повышению занятости на местах, увеличению поступлений в бюджеты и улучшению качества жизни населения.

В разработке концепции промышленной политики принимали участие представители всех уровней власти и ведомств, научного и бизнес-сообщества, руководители профессиональных и общественных объединений, аналитики и эксперты. Получившийся в итоге законопроект «О промышленной политике в РФ» был поддержан в регионах, одобрен на заседании правительства и принят в первом чтении Госдумой. Он систематизирует существующие и предлагает новые механизмы стимулирования производственной деятельности, определяет полномочия госорганов и местного самоуправления при реализации промышленной политики.

В условиях нарастающей международной напряженности есть соблазн скатиться до рассуждений «не до жиру». Мы с этим не согласны в корне. Именно сейчас потребители начинают понимать, что наша промышленность может предложить конкурентоспособную продукцию. Решая текущие задачи по импортозамещению, мы способны вернуть себе наш рынок навсегда.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать