От редакции: Россия медлит с антикоррупционными мерами
Учитывая сплоченность бюрократии и непрозрачность принятия решений, темп выполнения рекомендаций Евросоюза нельзя считать провальным, полагает вице-президент Transparency International Елена Панфилова. Причина медлительности во многом в специфическом понимании коррупции в высших эшелонах власти и недоверии политических лидеров к зарубежным оценкам отечественной коррупции. Мировые рейтинги восприятия коррупции «рисуют» для оказания давления на неугодные государства, говорил в выходные в интервью ИТАР-ТАСС Владимир Путин, утверждающий, что государство последовательно борется с бедствием, которое «досталось нам из прошлого».
Россия медленно следует международным практикам борьбы с коррупцией. По данным Группы государств по борьбе с коррупцией Совета Европы («Греко»), Россия в 2012-2013 гг. целиком реализовала лишь 3 из 21 полученной годом ранее от «Греко» рекомендации. Так, введена уголовная ответственность за подкуп судей, чиновников и депутатов. Большинство рекомендаций (12) выполнены частично. Например, продление сроков давности по коррупционным делам с 2 до 10 лет коснулось лишь дел о подкупе участников и менеджеров спортивных соревнований и развлекательных конкурсов.
Ключевые претензии касаются политической коррупции, где не реализовано шесть рекомендаций. «Греко» отметила, что партии сохранили канал неподконтрольного финансирования через незарегистрированные НКО и лоббистские группы. Наказания за нарушение правил финансирования избирательных кампаний (штраф до 500 000 руб. или лишение свободы до двух лет) недостаточны для «сдерживающего действия» на нарушителей.
Однако от «прошлого» нас отделяют уже долгие годы, а серьезных улучшений не произошло. По данным сентябрьского опроса «Левада-центра», 39% респондентов считают, что за последние 15 лет коррупция в органах власти усилилась; 33% - что она осталась на прежнем уровне; снижение отметили 20%. Громко начинавшиеся и вяло текущие антикоррупционные процессы против высокопоставленных чиновников и избирательное правоприменение убедили обывателей, что неписаные понятия в этой сфере («бери по чину», «делись с кем надо») важнее публичного права. Но ситуация может измениться. Среди части истеблишмента растет понимание, что уровень коррупции в нынешней ситуации чрезмерен и угрожает устойчивости системы. Вероятно, предстоит попытка усовершенствования механизмов борьбы с коррупцией; не исключено, что повысится статус и расширятся полномочия антикоррупционной комиссии администрации президента.