От редакции: Россия медлит с антикоррупционными мерами

Россия медленно следует международным практикам борьбы с коррупцией. По данным Группы государств по борьбе с коррупцией Совета Европы («Греко»), Россия в 2012-2013 гг. целиком реализовала лишь 3 из 21 полученной годом ранее от «Греко» рекомендации. Так, введена уголовная ответственность за подкуп судей, чиновников и депутатов. Большинство рекомендаций (12) выполнены частично. Например, продление сроков давности по коррупционным делам с 2 до 10 лет коснулось лишь дел о подкупе участников и менеджеров спортивных соревнований и развлекательных конкурсов.

Ключевые претензии касаются политической коррупции, где не реализовано шесть рекомендаций. «Греко» отметила, что партии сохранили канал неподконтрольного финансирования через незарегистрированные НКО и лоббистские группы. Наказания за нарушение правил финансирования избирательных кампаний (штраф до 500 000 руб. или лишение свободы до двух лет) недостаточны для «сдерживающего действия» на нарушителей.

Учитывая сплоченность бюрократии и непрозрачность принятия решений, темп выполнения рекомендаций Евросоюза нельзя считать провальным, полагает вице-президент Transparency International Елена Панфилова. Причина медлительности во многом в специфическом понимании коррупции в высших эшелонах власти и недоверии политических лидеров к зарубежным оценкам отечественной коррупции. Мировые рейтинги восприятия коррупции «рисуют» для оказания давления на неугодные государства, говорил в выходные в интервью ИТАР-ТАСС Владимир Путин, утверждающий, что государство последовательно борется с бедствием, которое «досталось нам из прошлого».

Однако от «прошлого» нас отделяют уже долгие годы, а серьезных улучшений не произошло. По данным сентябрьского опроса «Левада-центра», 39% респондентов считают, что за последние 15 лет коррупция в органах власти усилилась; 33% - что она осталась на прежнем уровне; снижение отметили 20%. Громко начинавшиеся и вяло текущие антикоррупционные процессы против высокопоставленных чиновников и избирательное правоприменение убедили обывателей, что неписаные понятия в этой сфере («бери по чину», «делись с кем надо») важнее публичного права. Но ситуация может измениться. Среди части истеблишмента растет понимание, что уровень коррупции в нынешней ситуации чрезмерен и угрожает устойчивости системы. Вероятно, предстоит попытка усовершенствования механизмов борьбы с коррупцией; не исключено, что повысится статус и расширятся полномочия антикоррупционной комиссии администрации президента.