От редакции: «Мистраль» на цепи

Новая отсрочка в передаче России вертолетоносца «Владивосток» типа «Мистраль» повышает риск невыполнения Францией всего контракта и может привести к охлаждению отношений между Москвой и Парижем. Политические разногласия оказываются важнее коммерческих интересов. Президент Франсуа Олланд решил, что ситуация на востоке Украины не позволяет поставить корабль, его передача отложена «до нового распоряжения». Надо запретить поставки в Россию французских вин, заявил в ответ член комитета Госдумы по обороне Владимир Бессонов: «В странах НАТО сейчас нельзя и продукты питания заказывать, не говоря о вооружении, потому что должна быть обеспечена безопасность. Это глупость величайшая, если не вредительство».

Неизвестно, долго ли простоит «Владивосток» в Сен-Назере (впервые о задержке объявили в начале октября) и будет ли вообще французской судостроительной компанией DCNS выполнен контракт. Вопрос о вертолетоносцах будет решаться в сложных дипломатических переговорах. Решения об отсрочке дались Парижу нелегко. 1,2 млрд евро, которые Россия должна уплатить за два корабля, - далеко не лишние для DCNS, которой в случае окончательного невыполнения контракта придется платить неустойку.

После начала украинского конфликта и введения санкций против России политические лидеры Франции оказались в сложной ситуации. На выполнении контракта настаивали кораблестроители и бывший министр обороны Эрве Морэн. Их поддерживают и крайне правые из «Национального фронта». Но передача России военных кораблей выглядела бы странно на фоне присоединения Крыма и гибридной войны на юго-востоке Украины.

Российские политики были уверены, что материальный интерес победит. Москва намекала: срыв поставок под давлением извне негативно скажется на репутации Франции как поставщика вооружений. Но ситуация сложнее. Кратковременный выигрыш Франции может обернуться не только серьезными проблемами в отношениях с США и странами Восточной и Центральной Европы, но и потерями на рынке вооружений. DCNS, пишет Defense et Industries, участвует в обновлении гданьских верфей в Польше, строит корабли с немецкими фирмами, имеет многомиллиардные контракты с Бразилией. Это и вынуждает Францию максимально отложить поставку кораблей, которые могут быть использованы для переброски морской пехоты и вертолетов, сказал Le Point эксперт французского фонда стратегических исследований Брюно Тертрэ.

Оборонный экспорт Франции диверсифицирован, по данным стокгольмского института SIPRI, ни один из импортеров не занимает в нем более 12-15%. В этой ситуации Париж может позволить себе предпочесть соблюдение принципа нерушимости границ и уважения суверенитета даже в ущерб текущим финансовым интересам. Франция и прежде присоединялась к санкциям, несмотря на материальные потери. Так, в 1967 г. Шарль де Голль запретил поставки Израилю ракетных катеров и 50 самолетов «Мираж». Катера израильские моряки угнали в 1969 г., но истребителей Тель-Авив не получил.