От редакции: Как государство борется с иностранными агентами

Законодательство о некоммерческих организациях - иностранных агентах работает в России по популярной схеме. Сначала срочно принимается ущемляющий права граждан, но сырой закон; затем между властью и гражданами ведется торговля за улучшение закона; возможность отмены закона не обсуждается.

Вчера суд оштрафовал на 400 000 руб. петербургский Институт региональной прессы (ИРП) за отсутствие регистрации в качестве иностранного агента (решение будет обжаловано). Позавчера Минюст признал иностранным агентом Московскую школу гражданского просвещения (МШГП, решение будет обжаловано). Сейчас в списке агентов на сайте Минюста 18 организаций.

Закон работает с конца 2012 г. и обязывает НКО, получающие зарубежное финансирование и занимающиеся политической деятельностью, регистрироваться в качестве агентов. Но регламента включения в реестр не было, да и сами НКО регистрироваться не хотели. Летом 2013 г. Минюст получил право делать это принудительно; за отказ от добровольной регистрации НКО штрафуют. Не было и регламента об исключении из реестра - поправки только разработаны после многократных жалоб правозащитников президенту.

Качественный параметр классификации - «политическая деятельность» - изначально крайне расплывчатый. МШГП, например, организует семинары, дискуссии и лекции по широкому спектру тем: региональная политика и экономика, федерализм, работа самоуправления, контроль за ресурсами и деятельность СМИ. Ей Минюст вменил «политическую деятельность» за размещенные на сайте лекции экспертов.

Претензии к НКО часто возникают после конкретных действий.

Ассоциация в защиту прав избирателей «Голос» критиковала организацию референдумов на юго-востоке Украины, «Солдатские матери Санкт-Петербурга» требовали проверить информацию о раненных на Украине российских военных.

Статус НКО-агента воспринимается как клеймо чиновниками и лояльными благотворителями. НКО подвергаются дискриминации: в ноябре Дума приняла без публичного обсуждения поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав», которые запрещают агентам в любой форме участвовать в выборах.

После внесения в реестр агентов ассоциация «Голос» прекратила свою деятельность; Костромской центр поддержки общественных инициатив, Центр социальной политики и гендерных исследований (Саратов), фонд «Институт развития свободы информации» и НКО «Юристы за конституционные права и свободы» находятся в процессе ликвидации, саратовская НКО «Партнерство для развития» практически не работает из-за судебных разбирательств.

Президент на последней встрече с Советом по правам человека все честно рассказал про этот закон. Во-первых, надо решать проблемы самим, внутри страны. Во-вторых, «закон, конечно, нуждается в совершенствовании, он не идеален <...> некоторые вещи входят в противоречие с первоначальным смыслом того, что предполагалось сделать». Это же не повод его отменять.