От редакции: Алексей Навальный как индикатор внутренней политики

Активизация правоохранителей в деле преследования Алексея Навального и других представителей оппозиции свидетельствует об активизации внутренней политики - в России она примерно так и выглядит.

В пятницу прокуратура потребовала для Олега и Алексея Навальных по абсурдному делу «Ив Роше» соответственно 8 и 10 лет лишения свободы (в деле нет потерпевших, данные следствия об ущербе компаниям «Ив Роше» и МПК не подтверждаются компаниями и т. д.). Многие юристы считают дело «Ив Роше» новым прорывом в беззаконии по сравнению с делом «Кировлеса», по которому в 2013 г. Навальный сначала получил реальный срок в 5 лет, а на следующее утро - условный.

Тогда между двумя приговорами на Манежную площадь в Москве вышло около 8000 протестующих. В этот раз их может быть больше - оглашение приговора перенесено на 15 января, в соцсетях началась мобилизация на «народный сход». Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры начал блокировать страницы с призывами выйти на акцию протеста, от чего распространение информации только ускорилось.

Следственный комитет, проверив «сведения о финансировании московской оппозиции за счет бюджетных средств», возбудил уголовное дело против жены соратника Навального Владимира Ашуркова - Александрины Маркво (см. статью на стр. 02). Судя по пресс-релизу на сайте СК, главная цель дела - демонизировать оппозицию. Но вряд ли можно считать это скоординированным наступлением. Оппозиция в данном случае - «тема», поле борьбы различных групп интересов за влияние внутри власти и за скудеющие бюджетные ресурсы.

Важно, что значимость этой темы выросла именно сейчас.

«Крымская» мобилизация российского общества постепенно затухает, а негативное влияние экономического кризиса только начинается. «Еще месяц назад можно было предсказать, каковы будут настроения россиян после Нового года, а сейчас нельзя, - сказал «Коммерсанту» глава ФОМ Александр Ослон. - Что-то изменилось».

Стратегии выхода из кризиса у власти нет, как показала пресс-конференция президента Путина. В случае ухудшения ситуации стоит ждать и снижения рейтингов доверия. В такой ситуации лидер оппозиции, популист, занявший второе место на выборах мэра Москвы год назад, сможет бороться за пассивное большинство, которое традиционно занимает сторону сильного. Некоторый испуг власти тут возможен.

Суд по делу «Ив Роше» оставил Кремлю целый месяц на принятие решения по Навальному (после дела «Кировлеса» вряд ли остались сомнения в том, где выносятся такие приговоры). За это время интересанты должны предложить главному актору свои варианты разрешения проблемы, выиграть долю влияния и заодно подвинуть конкурентов. Дело Маркво, например, бьет по департаменту культуры Москвы.