Мария Эйсмонт: Как томичи борются за частное независимое телевидение

С 1 января томская частная телекомпания ТВ-2 может прекратить свое вещание. Томский филиал Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) в одностороннем порядке отказался продлевать с телекомпанией договор. Отключение от эфира и переход на кабельное вещание грозят аннулированием лицензии, чего, по общему пониманию, и добиваются те, кто это все затеял.

Заседание арбитражного суда, в котором ТВ-2 оспаривает правомерность действий РТРС, перенесли по инициативе оппонентов телекомпании. По словам главного редактора ТВ-2 Виктора Мучника, ответчики объяснили это тем, что представят в суд документы, составляющие гостайну. Одновременно Роскомнадзор обнаружил сигнал телекомпании в неположенном для нее месте. Томский губернатор Сергей Жвачкин, который в отличие от своего предшественника не ходит в эфир ТВ-2, заявил, что он «против перевода коммерческих споров в политическое русло». «Никаких позитивных сигналов мы не видим пока ни от местных властей, ни от РТРС, ни от Роскомнадзора, - говорит Мучник. - Пока мы исходим из того, что 1 января эфирное вещание телекомпании прекратится. Достаточных оснований для других прогнозов у нас нет».

Две публичные акции в поддержку ТВ-2 с интервалом в неделю, собравшие, по разным данным, от 3000 до 5000 человек и 14 000 подписей томичей в защиту телеканала, - абсолютный рекорд для полумиллионного Томска. Столько протестно настроенных горожан не выходили на улицы никогда за всю советскую и постсоветскую историю города. Люди были готовы выйти и в третий раз, но намеченный на 27 декабря митинг у Театра драмы администрация не согласовала, сославшись на то, что губернаторский квартал - «место массового пребывания граждан, не все из которых разделяют взгляды организаторов».

История вокруг ТВ2, с одной стороны, типично региональная. Ведь это прежде всего местное телевидение. Оно появилось еще в Советском Союзе, все 25 постсоветских лет росло и менялось вместе со своей аудиторией, плотно врастая в городскую среду. «Кому не нравится наше ТВ-2, пусть убирается из нашей области», - гласил один из плакатов протестующих против закрытия телекомпании. Ведущие телеканала иногда приглашают в эфир федеральных комментаторов, но основная повестка дня - местная: протекающие крыши, неубранный снег (говорят, последней каплей в чаше терпения губернатора стал выданный в эфир ТВ-2 его комментарий: «Кому не нравится - езжайте на юг, там снега меньше»), личные истории, трагедии и победы местных людей.

С другой стороны, это история общероссийская. Не только потому, что она отражает ситуацию со свободой прессы по всей стране: выдавливание из информационного поля всего, что неподконтрольно властям, а значит, неуправляемо и непредсказуемо. История с массовыми выступлениями в защиту ТВ-2 важна для России тем, что доказывает не только возможность существования независимого телевидения, но и очевидный и устойчивый спрос граждан на объективную информационную картину и альтернативные точки зрения.