Мнения
Бесплатный
Эндрю Зимбалист
Статья опубликована в № 3747 от 12.01.2015 под заголовком: Госинвестирование: «Белые слоны» Олимпиады

Эндрю Зимбалист: «Белые слоны» Олимпиады

Jae C. Hong / AP

У руководителей бостонских строительных компаний полторы недели назад был праздник - Олимпийский комитет США назвал их город кандидатом на проведение Олимпийских игр 2024 г. Это сулит им многомиллионные контракты. Информированные бостонские налогоплательщики радуются куда меньше: платить за банкет придется им. С правом принимать у себя Олимпиаду многие связывают большие ожидания. Чиновники и бизнесмены предвкушают, как вырастет туризм, увеличится занятость и рекой хлынут инвестиции. За редким исключением эти надежды оказываются тщетными.

Только на борьбу за право провести игры городу-кандидату придется выложить $70-100 млн. В эту сумму входит проектирование 30-35 новых спортивных объектов, олимпийской деревни и другой инфраструктуры, планирование мер безопасности, гонорары пиар-агентствам и рекрутинговым фирмам, командировочные. Чикаго потратил в гонке за Олимпиаду-2016 $100 млн и в итоге проиграл. Олимпиада-2012 обошлась Лондону в $15-20 млрд, Пекину Игры 2008 г. стоили $40 млрд, Сочи - $51 млрд. Бостон обладает развитой инфраструктурой, поэтому Олимпиада будет для него дешевле. Но только на безопасность придется потратить не менее $2 млрд. А суммарные траты, скорее всего, перевалят за $10 млрд. Бостон рассчитывает потратить $4,5-5 млрд, но и Лондон считал, что уложится в $4 млрд.

Нерадужная ситуация и с доходами. В Лондоне и Пекине туристический поток в месяц проведения Олимпиады снизился по сравнению с периодом годичной давности, а выездной туризм вырос. И иностранцы, и местные жители стремились избежать толкучки и взлетевших цен на жилье, еду и т. д. Олимпиада-2008 показала всему миру пекинские проблемы с загрязнением воздуха и нарушения прав активистов. Может быть, Олимпиады дают туризму долгосрочные выгоды? Европейская ассоциация туроператоров (ETOA) утверждает, что нет. Ведь лучший способ привлечения туристов - сарафанное радио, когда путешественники расхваливают знакомым, например, лондонские театры. А чем делиться гостю Олимпиады, кроме как переживаниями во время заплыва вольным стилем на 100 метров?

Недавние исследования экономических последствий Олимпиад, включая Fidelity Investments, развенчивают иллюзии относительно роста туризма, увеличения рабочих мест и иностранных инвестиций. Когда 17-дневный праздник заканчивается, город получает простаивающую инфраструктуру на 2-12 га дефицитной городской земли, которая стоит миллионы долларов в год. На годы и десятилетия вперед теряется возможность изменять назначение земли. Олимпиада - типичный «белый слон» (дорогостоящие ненужные проекты), обременительный подарок, разоряющий того, кто его принимает.

Есть два способа избежать негативного воздействия Олимпиады на экономику. Первый продемонстрировал Лос-Анджелес в 1984 г. Город поставил МОК перед фактом, что согласится на Олимпиаду (он был единственным претендентом), только если комитет гарантирует отсутствие убытков. У города была развитая спортивная инфраструктура, он арендовал несколько небольших частных объектов. Спонсоров стало меньше, они впервые получили эксклюзивные права. Это помогло городу сделать Олимпиаду прибыльной ($215 млн). Другой пример - Барселона-1992. После смерти диктатора Франко в 1975 г. в городе был запущен долгосрочный план реконструкции, в нем была и подача заявки на проведение Олимпиады. Тем самым процедура подготовки к Играм была поставлена с головы на ноги. К моменту вступления города в борьбу за Олимпиаду почти вся инфраструктура была готова. В Бостоне все не так. Здесь не было ни общественного обсуждения плана, ни голосования в городском совете или парламенте.

МОК в декабре 2014 г. попытался стимулировать конкуренцию за право проводить Олимпиаду, изменив требования к городам-претендентам. Например, согласился оплачивать издержки на командировки делегаций претендентов (до $300 000) и разрешил проводить Игры в нескольких городах и даже странах. Эти меры не соответствуют масштабу проблемы. Право на Игры принадлежит монополисту, МОК. И если даже Бостон подготовит экономичную программу, где не будет излишней роскоши, то его конкуренты - Берлин, Париж, Рим, Стамбул, Касабланка, Йоханнесбург, Доха или Мельбурн - наверняка предложат что-нибудь подороже и позатейливей.

WSJ, 10.01.2015, Антон Осипов

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать