Екатерина Ходжаева: Ностальгия по вытрезвителю

В новогоднюю ночь граждане, как обычно, выпили, закусили и отправились на прогулку. Согласно административному законодательству, нахождение в состоянии опьянения в общественных местах наказывается штрафом или административном арестом, а количество таких выявленных и оформленных правонарушений - один из отчетных показателей полиции. Обычно в Новый год полицейские почти во всех регионах страны получают указания даже крепко выпивших (проявляющих признаки опьянения) не трогать, а в некоторых городах - даже провожать до дома. Однако такое мягкое отношение проявляется полицией далеко не всегда.

Взаимодействие с «выпившими» - существенная часть работы патрульных, участковых и сотрудников дежурных частей. В профессиональном сознании глубоко укоренена формула специфической «заботы» полиции об этой категории граждан. Выпивающие - важный фактор преступности: «либо он сам совершит преступление, либо станет жертвой другого преступника». Поэтому оформление административного протокола считается средством «профилактики» такой преступности.

В обычное (непраздничное) время «крепко выпившие» прохожие или граждане, выпивающие в общественных местах, доставляются в отдел, и там оформляется протокол, после которого следует штраф или административное задержание с последующим перемещением после суда в изолятор для ареста. В последнем случае вытрезвление происходит обычно в отделе (в камере содержания задержанных лиц) без всякого медицинского сопровождения. Если человеку станет плохо и он не сможет докричаться до дежурного, то вызов медиков может быть проблематичным. Нередко, если гражданин согласен на оформление административного правонарушения и у него есть документы, подтверждающие личность, его могут отпустить и даже проводить домой без посещения отдела полиции, снабдив копией протокола.

Отдельная проблема - это «лежачие», т. е. граждане в невменяемом состоянии на улицах. В отдел полиции их доставлять запрещено, патрульные обязаны вызвать бригаду «скорой помощи». В последние годы это стало проблемой для системы здравоохранения и охраны общественного порядка. В 2011 г. в стране были ликвидированы вытрезвители, рудимент советского метода решения данной проблемы. После законодательного устранения нормы о принудительном лечении от алкоголизма вытрезвители оставались единственным методом быстрого решения проблемы «лежачих» - юридически граждане получали возможность протрезветь в «специально созданных» условиях под медицинским контролем, а фактически устранялись с улиц.

Вытрезвители обеспечивали условия для вытрезвления и тех, кто сегодня доставляется в отдел или отпускается домой вместе с копией протокола, поскольку эти подразделения вносили вклад в казну: нахождение в них оплачивалось гражданином. Именно поэтому чем больше было доставленных в вытрезвитель граждан, тем более экономически оправданной была работа сотрудников. Вдобавок в силу специализации вытрезвители снижали нагрузку наружных служб и дежурных частей при отделах: в крупных городах для доставки в них граждан даже были организованы специальные наряды ППС. Вспоминается Высоцкий: «Приятно все ж таки, что нас тут уважают. Гляди, подвозят, Серега, гляди, сажают...»

После ликвидации вытрезвителей органы МВД, Минздрава и местные власти вынуждены были вырабатывать новые решения. Для системы МВД устранение спецподразделения означало не только потерю штата и ресурсов. Оно изменило характер взаимодействия сотрудника с «лежачим» гражданином, лишив патрульного служебного интереса. Теперь, выезжая на такой вызов, наряд ППС обязан вызвать бригаду «скорой помощи» и дождаться ее приезда. Патрульные иногда признаются, что опасаются даже дотрагиваться до гражданина (особенно если у того есть очевидные травмы), чтобы не быть потом обвиненными в насилии. Всю работу по вытрезвлению проводят медики, которые по понятным причинам тоже не спешат на такой вызов. Поэтому ожидание медбригады может занять в крупном городе до полутора часов рабочего времени. После приезда медиков задача патрульных состоит в обеспечении их безопасности. Если гражданин не протрезвляется немедленно, медики доставляют его в больницу, и он протрезвляется в приемном отделении или в обычной палате. В некоторых городах в больницах организованы специальные палаты для таких пациентов, но врачи жалуются на отсутствие гарантий безопасности. Часто буйные пациенты воспринимаются как угроза, а сотрудники дежурных частей и патрульные жалуются, что потом из больниц снова поступают вызовы.

Ностальгия по вытрезвителям очень жива в полиции. В наших исследованиях не было ни одного руководителя, участкового или патрульного, которые бы не высказались о том, что восстановление вытрезвителей - первоочередная мера по профилактике преступлений. Ведомственный интерес понятен: возвращение специализации снизит нагрузку и частично «очистит» дежурные части от пьяных тел, улучшит показатели внутренней отчетности. Сегодня для полицейского сопровождение помощи «лежачему» - это впустую потраченное время. Руководители считают, что при восстановлении вытрезвителей сократится уличная преступность, один из основных показателей оценки работы наружных подразделений. Это мера найдет поддержку и в системе здравоохранения, страдающей от сокращений: восстановление вытрезвителей снизит нагрузку бригад «скорой помощи» и врачей.

Ностальгия по вытрезвителям показывает, что полиция с трудом осваивает новые формы работы. Они требуют внимательного и вежливого отношения к гражданам независимо от их состояния. Нынешняя система ведомственных оценок не учитывает мнение граждан, а тем более тех, кто временно оказался в лежачем положении. Муниципальная полиция как форма охраны общественного порядка, ориентированная прежде всего на проблемы местного сообщества, могла бы гораздо лучше решить проблемы и профилактики пьяной преступности, и сопровождения «лежачих» в медучреждения, и заботы о безопасности медперсонала. Профилактика преступлений не будет означать лишь штрафы да аресты, а включит социально ориентированные методы работы. В среде патрульных новые формы отчетности нередко поддерживаются - они готовы к тому, чтобы их вежливость и внимательность учитывалась при оценке их работы.