От редакции: Всесторонняя антикризисная политика - дорога к секвестру

Экономические власти России в замешательстве. Они одновременно думают о противонаправленных мерах антикризисной политики. Но в кризис лучше не делать вообще ничего, чем шарахаться из стороны в сторону или идти в нескольких направлениях сразу.

От политиков экономические агенты получают противоположные сигналы. Они одновременно говорят, что 1) кризис ненадолго, ждите отскока цены нефти, рубль упал достаточно; 2) кризис может быть долгим, нужно экономить - не надо «палить резервные фонды: за полтора года мы можем все резервы потратить» (Антон Силуанов); 3) государство поможет экономике кредитами, субсидированием процентных ставок (Минпром готовит такую программу для легкой промышленности), банки получат средства в капитал, а в расходовании резервного фонда ничего страшного нет - он для того и создавался (Алексей Улюкаев); 4) правительству придется сокращать бюджет: при среднегодовой цене нефти в $50/барр. он теряет 3 трлн руб., а пока расходы уменьшены на 1 трлн; 5) президентский мораторий на повышение налогов будет соблюдаться, но исключать повышения налогов нельзя (Сергей Шаталов, Дмитрий Песков).

Еще больше противоречий между речами и окружающей действительностью. Улюкаев на Гайдаровском форуме предлагает обнулить регулятивную и снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Но с 23 января Роспотребнадзор получит право внеплановых проверок продуктового ритейла, общепита и пищепрома. Герман Греф предупреждает граждан, что нести вклады в банки под 20% в рублях - это все равно что играть в казино. Но в декабре гарантия по вкладам была экстренно повышена с 0,7 млн до 1,4 млн руб., и граждане, не будь дураки, стоят в многочасовых очередях в малоизвестные банки, чтобы сдать в пределах гарантии валюту под 10% или рубли под 22-22,5%.

В кризис государства наращивают расходы, чтобы помочь экономике. Если это не кризис суверенного долга. Европейским странам пришлось - против правил - сокращать расходы и увеличивать налоги (Austerity). Для экономики первый путь намного мягче второго, но хуже всего их сочетание: оно загнало южные экономики еврозоны в рецессию, показывает гарвардский экономист Альберто Алесина. Когда дело дойдет до секвестра и у нас, у российского правительства будет что сократить, не повредив экономике. Резерв № 1 - военные расходы. За 2008-2014 гг. они в долларовом выражении выросли примерно в 3 раза, достигнув 5% ВВП (оценка ИЭП). Россия может уйти с 3-го места в мире по военным расходам без вреда для экономики. Резерв № 2 - распилы и откаты. Кем и чем власть решит пожертвовать - вот основной нерв политических дискуссий на ближайшие месяцы.