Кирилл Харатьян: Нельзя отказать

Одна знаменитая чиновница в приватном кругу рассказывала, как получила очередное назначение. Ее позвали к Самому; она уже понимала, к чему клонится дело, но все равно сильно волновалась; скромный макияж, строгий костюмчик, минимум украшений. Владимир Владимирович, вспоминала она, принял радушно, шутил, сделал то самое предложение - она попросила время подумать.

Один из ее слушателей тут вдруг перебил ее: а зачем - подумать? Вы что, разве могли бы отказаться? Нет, ответила чиновница, не могла бы. А почему, спросил другой ее слушатель, чем вам грозил отказ? Почти ничем не грозил, очаровательно улыбнулась она, просто я бы потеряла его доверие, то есть все потеряла бы. А хотелось вам отказаться-то, напал на нее третий слушатель, скажите? Очень хотелось, не сразу ответила она, прямо очень.

Должно быть, как-то в том же роде происходил и диалог насчет моста через Керченский пролив у владельца «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга с кем-то очень высокопоставленным, может, даже с самим президентом Путиным. Многие олигархи говорят, что все, что им принадлежит, на самом деле принадлежит не им, а России; что они-де всего лишь управляют этой собственностью.

И однако же - в отличие от упомянутой чиновницы - по крайней мере один видный предприниматель, так сказать, держатель российской собственности, а заодно и хороший знакомый президента Путина, Геннадий Тимченко, публично отказался строить керченский мост; а вот Аркадий Ротенберг - взялся. Рискнул. Благородно наплевал на неведомые трудности.

Хотя предпосылок-то у компании «Стройгазмонтаж» для такого строительства, как кажется, нету. Ну хорошо, предпосылки, допустим, есть, по крайней мере явно есть отвага, может быть, спортивная злость - а вот экспертизы точно нету. Наверняка она есть у тех китайцев, которые сейчас строят самый длинный в мире надводный мост Гонконг - Чжухай - Макао. У гитлеровцев 70 лет назад, наверное, тоже была какая-то экспертиза - построили же они треть мостового перехода из Крыма на Кавказ!

Но «Стройгазмонтаж» мостами не занимался до сих пор, а этот мост - весьма даже сложный инженерный объект. Например, фиксируется высокая сейсмичность места строительства - магнитудой до 9! Или вот ледовая нагрузка на будущий мост: торосы высотой до 2 м, которые приводятся в движение течением скоростью до 2 м/с и ветром 25 м/с. Ну и еще твердые породы как-то особенно глубоко залегают.

Но главный-то риск, конечно, не в этих торосах и землетрясениях, тут строительным ученым вроде бы есть что предложить. Главное - с деньгами не прогадать бы «Стройгазмонтажу» на новом-то поприще. Тут как выходит? Знакомства в верхах бывают весьма важными, поскольку позволяют - нет-нет, никакого кумовства! - в честной борьбе выигрывать крупные государственные контракты. Но бывает, наверное, и по-иному, эдак жертвенно.

Если только высокие договаривающиеся стороны ввиду важности устойчивой связи России и Крыма не условились, что за ценой не постоят.