От редакции: Обжалованию не подлежит. Нежелательной может стать любая иностранная организация

Российские депутаты и политические менеджеры стремятся запретить или максимально затруднить как можно больше видов деятельности, которые предполагают контакты с заграницей. Законодательные новеллы в этой области становятся все более запутанными, они расширяют сферу, где усмотрение чиновников, их возможность трактовать наличие угрозы безопасности, общественному порядку и нравственности ограничены лишь их фантазией. Внесенный недавно в Госдуму и одобренный профильным комитетом законопроект о нежелательных организациях развивает действующий закон об иностранных агентах и может стать новым словом в юридической науке.

Его авторы вводят понятие нежелательных иностранных и международных организаций, а также наказание за организацию и участие в работе организаций, признанных нежелательными (до восьми лет лишения свободы). Нежелательной организацией в нынешней редакции законопроекта стать даже проще, чем «иностранным агентом». Там политической признавалась деятельность, направленная на формирование общественного мнения. В новом проекте «нежелательность» трактуется чрезвычайно широко: под нее подпадают угрозы безопасности, общественному и конституционному порядку, здоровью, правам и нравственности населения, даже «законным интересам других лиц».

Действие права распространяется на моральные категории и общепринятые понятия. Под такую формулировку можно подвести деятельность в любой сфере: государственной, общественной, коммерческой. Например, объявить нежелательной деятельность Страсбургского суда, решения которого ставят под сомнение правомерность действий чиновников и правосудность приговоров. Другие кандидаты - неправительственные организации, говорящие о высоком уровне коррупции и давлении на прессу; рейтинговые агентства, отражающие невысокую позицию отечественных вузов в мировой табели о рангах. Если зарубежная компания выиграла конкурс у отечественной, то деятельность ее и ее филиалов в России следует прекратить. Так следует поступать и с иностранными юридическими и физическими лицами, требующими конфискации собственности российских граждан.

Генпрокуратура и МИД наделяются функциями ФСБ, имеющей право высылать иностранцев из России и запрещать им въезд без объяснения причин. Кроме того, обвиняемые в экстремизме и «иностранные агенты» могут хотя бы обратиться в суд. Не то чтобы это преграда произволу, но некоторым НКО удалось доказать, что они не «агенты». В новом законопроекте Генпрокуратура и МИД не обязаны мотивировать свои решения о «нежелательности» иностранных организаций, а их обжалование не предусмотрено.