Антон Олейник: Архаизация политики

У канадского режиссера Дени Аркана есть фильм «Век помрачения» (L'age des tenebres) об архаизации современных обществ и возврате к темным временам Средневековья. Фильм о западном обществе. Но искать примеры реальной архаизации стоит в первую очередь в России. Российская политика - внешняя и внутренняя - приобретает все больше архаических черт.

Современному обществу присуща сложность. Из локального мирка, в котором все друг друга знают, мы вышли в пространство обезличенных отношений с потенциально бесконечным числом лиц. Выросла и степень сложности законов и правил, регулирующих эти отношения. Один из вариантов решения проблемы - разделение и обособление сфер деятельности (наука, СМИ, искусство, экология, политика, рынок). Отношения в каждой из них строятся по особым принципам. Правила игры на рынке не зависят от политических процессов и наоборот.

В России с дифференциацией сфер деятельности всегда было непросто. В 1990-е от состояния здоровья первого президента зависела динамика акций и курса доллара. Не достигнута автономия бизнеса и сегодня, о чем свидетельствуют прикладываемые к нему прилагательные вроде «православный», «социально ответственный», «системообразующий» (читай - близкий к властям), «национальный». Просто бизнес, без прилагательных, в России по-прежнему на периферии.

Ключевую роль во всех сферах, от экономики до науки и искусства, играет в России политическая власть. Это позволяет бороться со сложностью иным способом - подчинять разные стороны взаимодействия воле одной из них. Социолог Никлас Луман в книге Trust and Power отмечает, что «упрощение при этом достигается не за счет разделения и дифференциации отношений, а посредством делегирования всех решений обладателю власти». Одному лицу принять решение проще, чем согласовывать разнообразные и противоречивые интересы всех сторон. Экспансия политической власти позволяет упростить отношения.

Российская специфика проявляется и в техниках, которые используются обладателями власти для навязывания своей воли окружающим. Власть может быть реализована при помощи силы, угроз, манипуляции, убеждения, легитимации. Последнее требует, чтобы поведение обладателя власти соответствовало зафиксированным в законе и традициях нормам, а не зависело от капризов, как при самовластии. Эти нормы разделяются правителями и подчиненными. Легитимная власть предполагает выражение людьми согласия на подчинение.

Россия пошла иным путем - архаизации власти. Это движение от более совершенных техник власти к самым незамысловатым. Даже широко применявшееся в период «тучных» 2000-х гг. достижение господства посредством сочетания интересов на рынке осталось в истории. Оно было возможно при условии роста экономики, когда количество тех, кто хочет войти на рынок, значительно превышает число желающих выйти. Если вокруг рынка возвести административные барьеры, появляется возможность допускать только оплативших «входной билет». Этим и занимались власти предержащие в период бурного экономического роста: оплатой билета было согласие бизнеса потратить часть прибыли в интересах власти (см. мою книгу «Власть и рынок», М.: 2011).

Господство, достигнутое в результате сочетания интересов на рынке, имеет ряд преимуществ. Оно не принимает явных, видимых невооруженным глазом форм. Все можно списать на невидимую руку рынка. Такое господство имеет достаточно мягкие формы: все игроки действуют в своих интересах - и те, кого пускают, и те, кого не пускают. Всем известна цена входного билета. Все знают, на что идут. Тех, кто соглашается на подчиненное положение на рынке, не нужно пытать раскаленным утюгом или сажать в тюрьму (за единичными исключениями).

Нулевые и отрицательные темпы роста сделали эту форму реализации власти невозможной. Она не работает, когда образуется очередь не на вход, а на выход с рынка. Можно еще ограничивать доступ к антикризисным средствам, что и происходило в 2008-2009 гг. (см. мою книгу The Invisible Hand of Power, London, 2014), но сегодня средств на значительную антикризисную поддержку бизнеса и населения у государства нет.

Показательна последовательность использования российской властью различных стратегий для реализации целей на Украине. До начала 2014 г. ставка делалась на рыночные инструменты: предоставление привилегированного доступа к кредитам, газовой трубе и российскому рынку в обмен на согласие украинских элит подчиниться. Когда эти средства оказались неэффективны, пришел черед силы, угроз (применить еще большую силу) и манипуляции (интерпретация событий на Украине российскими СМИ).

Тенденция к замещению рыночных методов реализации власти силовыми будет, вероятно, становиться все сильнее и во внутрироссийской политике. Особенно при условии сохранения низких цен на нефть и санкций западных стран, тянущих экономику вниз. Техники легитимации и убеждения так и остались не освоенными российской властвующей элитой, поэтому ее представителям остается только прибегнуть к своему «неприкосновенному запасу» - силе, угрозам и манипуляции.

Архаизация власти делает все тайное явным: кто рулит в политике и в других сферах, что бывает с ослушниками. При использовании силы, угроз и манипулирования власть становится весомой, грубой и зримой. Теперь рука власти видна повсюду.

Это таит для ее обладателей существенную опасность. Одно дело руководить процессами из-за кулис, но совсем другое - предстать перед управляемыми в своем истинном обличии с риском быть воспринятыми в качестве чудища, которое о́бло, озо́рно, огромно, стозевно и лаяй. Увидев такое, даже привыкшие к подчинению люди могут от испуга восстать против материализовавшейся власти. Именно на счет ее представителей они теперь будут списывать свои беды.