Наталья Ищенко: Цена капусты

К концу 2014 г. часть социально значимого продовольствия в российских регионах подорожала более чем на 30%, зафиксировал Росстат. Среди лидеров по географическому охвату и темпам подорожания неожиданно оказалась и капуста белокочанная, вроде бы не страдавшая от продовольственного эмбарго, колебаний на сырьевых биржах и неурожая.

Формально такие темпы подорожания товаров первой необходимости дают правительству право вводить госрегулирование цен. Но пока чиновники стараются решить проблему административными методами: переговорами с сетями, заявлениями о недопустимости спекуляций, мониторингами и проверками. Ценообразованием на еду занялась Генпрокуратура. Ее сотрудники с коллегами из других ведомств ходят по магазинам и сравнивают цены в накладных и на полке, вычисляют наценку продавца. Проверки прокуроров сосредоточены на «магазинах крупнейших компаний розничной сетевой торговли» в столицах, сообщали сами проверяющие. Стереотип о безграничном влиянии крупного ритейла на рынок жив.

Но даже если предположить, что прокуроры найдут массовое превышение наценок ритейла на социально значимые товары и что-либо пресекут, даст ли это эффект для потребителя? Продовольственная инфляция у федерального ритейлера и до проверок прокуроров была ниже, чем в целом на рынке (8,9-9,6%, по оценке «Сбербанк CIB», против 14,9% в IV квартале 2014 г. в целом). Лидеры российской розницы - либо российские публичные компании, либо «дочки» крупных европейских ритейлеров; и те и другие всегда стараются избежать любых претензий от чиновников. Но их позиции на рынке не таковы, чтобы проверка прокуратуры могла изменить цену капусты по всей России. Сейчас на пять крупнейших продовольственных сетей («Магнит», X5 Retail Group, Auchan, Metro и «Дикси») приходится лишь 21% продовольственного рынка в стране (данные X5 на начало 2014 г.). Общая доля федеральных сетей в торговле едой - около 25%, во многом благодаря Москве и Петербургу. Это мизерная доля по сравнению с развитыми странами: в Германии у пяти крупнейших сетей 71% рынка, в Великобритании - 67%, во Франции - 64%, в США - 41%.

Рычаг влияния чиновников на небольшие сети, продовольственные рынки и отдельные магазины существенно ниже - если вообще возможно говорить о влиянии, например, на торговцев на рынках. Как ни парадоксально, но, установив в 2010 г. так называемый «порог доминирования» в 25% (при превышении такой доли в отдельном районе ритейлер не может больше наращивать сеть), чиновники тем самым фактически ограничили и свой рычаг влияния на рынок.