Валерий Зубов: Нужны настоящие перемены в экономике и общественной жизни

Еще полгода назад российскую экономику воспринимали как стагнирующую, но устойчивую. Хотя темпы роста находились в диапазоне статистической погрешности от нуля, не подвергалась сомнению мысль, что российская экономика is weak, but not fragile. Сегодня ситуация изменилась кардинально: цены на нефть рухнули, финансовая система подверглась жесткому прессингу, рубль потерял почти половину стоимости. Но в верхах сохраняется приверженность ранее избранной экономической модели, единственным изъяном которой видятся валютные «ухабики». Изменение базового параметра отечественной экономики - углеводородного рынка - объясняется мировым заговором против избыточно усилившейся «энергетической сверхдержавы».

Однако экономику нельзя обмануть - и уже в ближайшие месяцы властям придется выбрать курс дальнейшего движения. Идеал власти - оставить все как есть, не меняя модель замешанного на коррупции госкапитализма. Чиновникам мила система, в силу защитного инстинкта отвергающая любые варианты модернизации и инновации, препятствующая движению социальных лифтов, но стимулирующая рост дифференциации доходов, толкающая розничные цены вверх и наращивающая сверх разумных пределов производственные издержки. Эта система показала свою неэффективность, но за нее будут держаться до последнего: отход от пресловутой «стабильности» чреват опасными последствиями для большинства бенефициаров. Но, отстаивая ранее избранный путь, невозможно видеть в нем стратегию развития, выгодную всем.

Интересы российского руководства и общества разошлись настолько, что не видеть этого невозможно, и если власть не хочет изменений в революционном режиме, ей следовало бы еще раз попробовать встать на нормальный путь рыночного развития в экономике и демократического - в общественной жизни, пытаясь эволюционно разрешить накопившиеся противоречия. Вот, на мой взгляд, важнейшие элементы такой политики.

В экономической сфере необходимо, во-первых, максимально быстро и решительно отказаться от ручного управления и от любой избирательности. Одного решения по масштабному кредитованию «Роснефти» хватило, чтобы рыночное «стадо» при активном соучастии наиболее прозорливых граждан «перетоптало» валютный рынок. А ведь на таких решениях основана вся политика властей. Бизнесу как воздух необходимы общие ориентиры для эффективного подключения к решению общенациональных задач. Пока правительство далеко от понимания скорости развития негативных процессов в экономике. Призывы усилить ручное управление и до конца полугодия утвердить планы по импортозамещению (почему этого не было сделано до введения продовольственных санкций?) свидетельствуют, что оно бездействует или движется в противоположном необходимому направлении.

Во-вторых, пересмотреть финансовые и налоговые ориентиры. Если принято решение использовать средства ФНБ на поддержку конкретных производств (а не пенсионной системы, как велит законодательство), следует пустить их через банковскую систему по двойному конкурсу: сначала между банками, которые хотят получить их в длинные депозиты, а затем между предприятиями, которые на общих основаниях должны доказать банкам эффективность их использования. Если цены на нефть упали и останутся низкими еще долгое время, нужно дать привилегии (льготы) тем, кто готов работать на новых энергетических направлениях - от добычи углеводородов до ЖКХ.

В-третьих, прекратить разговоры о любых мегапроектах вне зависимости от их политико-географической важности. Сложности бюджета (как в позднем СССР) превратят их в долгострой и приведут к замораживанию средств. Нужен пересмотр и секвестр большинства госинвестпрограмм: государство создало лишь суррогатную инвестиционную систему, не имеющую ничего общего с эффективными инвестициями (см. мою и Владислава Иноземцева статью «Почему любая модернизация в России заканчивается тупиком», РБК, 29.09.2014). Система вытягивания из кризиса через большие проекты и общественные работы в России не сработает. Куда вернее понижение налогов и высвобождение средств частного бизнеса для производительного использования, снятие монопольного давления госкомпаний, главных получателей бюджетных инвестиций, на частный бизнес.

В общественно-политической сфере необходимо, во-первых, переосмысление роли и места региональных властей в управлении страной. Профицит федерального бюджета (включая резервный фонд и ФНБ) по сумме соответствует консолидированным бюджетам регионов. А консолидированный дефицит региональных бюджетов близок к четверти этой суммы. Для роста эффективности использования общественных ресурсов напрашивается перераспределение средств с федерального на региональный (и муниципальный) уровень. Только тогда эти уровни власти станут не плохо подготовленными и демотивированными «солдатами», а амбициозным «офицерским составом».

Во-вторых, перестройка правовой системы. Это длительный процесс, но нужна срочная перемена политической установки. Если правоохранительная система - основной фактор передела собственности и бизнес-рейдерства, то у бизнеса нет заинтересованности в капитальных инновационных проектах. Необходимо как можно скорее ратифицировать статью 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции. Пока мы не создадим нормальную правовую систему, ничего ни в экономике, ни в общественной жизни России качественно не изменится.

В-третьих, эффективная рыночная экономика и демократическое общество не могут существовать в вакууме информации (или в условиях тотальной госмонополии на «правду»). Для бизнеса наличие конкурентных СМИ не менее важно, чем для населения, которое пропаганда с легкостью дезориентирует при принятии повседневных решений и затрудняет рациональный выбор.

России необходима новая экономическая политика и глубокие реформы в общественной сфере. Очевидно, что предыдущий курс себя полностью исчерпал. Но новая политика может проводиться только новыми людьми - теми, кто в нее верит. Если в госсекторе не будет происходить никаких изменений, экономическим властям будет очень трудно проводить содержательную экономическую политику. Изменения среди высших руководителей - стимул для работников поверить в искренность власти радикально изменить кризисный тренд отечественной экономики. Пришло время не риторических перемен.