Скелеты «Левиафана»
Историк Михаил Кожокин о том, как фильм Звягинцева отражает безысходную замкнутость российской жизниВ фильме «Левиафан» многие находят «бытовуху», «чернуху», «клевету на православную церковь». Но фильм совершенно не об этом. Или об этом, но не только. Он о вечном российском: о скелетах. Огромный скелет кита довлеет над поселком Прибрежный и его жителями, как скелеты и призраки СССР над каждым из нас. Посреди этих скелетов мы живем уже не одно десятилетие. Скелеты мэра-бандита уместились в плотную папочку. Скелеты главной героини Лили пробиваются изящной стрижкой на интимном месте. В том, что она помнит, что ел друг ее мужа в гостинице в прошлый приезд. И в спокойном «я знаю» в ответ на мужнино признание в любви. И в том, что она всю жизнь старалась быть на них похожей и «все испортила». «Выгони ее!» - кричит мальчик, сын главного героя. И не только потому, что он плохой подросток. А потому, что она всем чужая.
Скелет красавца московского адвоката - его пустота. Батюшка, рядовой поп, несет мешок хлеба домой: мы ждем, что на крыльце его встретит попадья и ворох детишек. Матушка встречает, но одна.
Звягинцев виртуозно владеет камерой, у него нет случайных деталей. Да, свиньи, в которых вселились бесы, бросились с обрыва в море - это притчу помнят все, и мы понимаем аналогию с главной героиней. Имя ее - Лиля - восходит к имени первой женщины, Лилит, которая не пожелала подчиняться мужу своему, Адаму, ибо считала себя таким же творением Иеговы, как и он. Лилит произнесла тайное имя бога Ягве и улетела от Адама. По просьбе Адама Ягве направил трех ангелов вернуть Лилит, но она не вернулась. Лучшую подругу Лили зовут Анжела - ангел.
Звягинцев - мастер полутонов и недосказанностей. И он знает Библию неизмеримо лучше, чем те, кто обвиняет его в антирелигиозности.
Скелеты формируются и в настоящем. Скелет заживо сожженной кошки есть у пятилетнего сына Анжелы. Она же дала толчок уголовному делу против Николая, заставив мужа-дэпээсника заявить в полицию, что Николай угрожал убить свою жену. Дело закончилось 15-летним сроком для главного героя, а Анжела с мужем приходят через несколько дней оформить опекунство над его сыном. Так заложен в будущее еще один скелет. Новый храм воздвигнут в прямом смысле слова на крови. Не бывает истинной веры, если в ее основании кровь. И следующим поколениям жить с этими скелетами и закладывать новые. Бесы не в тех, кто ушел из жизни, а в живых героях Звягинцева.
Это фильм о безысходной замкнутости российской жизни, построенный на скелетах, с которыми мы никак - каждый по своей глубоко личной и не всегда преступной причине - не можем расстаться. Мы не готовы даже признать, что они уже давно стали основой нашего бытия.