Мнения
Бесплатный
Александра Терентьева
Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 3765 от 05.02.2015 под заголовком: Компания недели: ОАО «РЖД»

Компания недели: ОАО "РЖД"

Почему поезда не внесены в уставный капитал ППК – большая загадка
Евгений Разумный / Ведомости

Вчера президент Владимир Путин заметил, что в России отменяются пригородные поезда, и велел «немедленно» решить эту проблему. Какие именно из отмененных поездов нужно восстановить и кто за это заплатит, Путин не уточнил. Зато, несомненно, набрал очков у избирателей.

Пригородные перевозки, конечно, специальный жанр. Когда я училась в университете, то на выходные ездила к родителям от станции Иркутск-пассажирский до станции Зима. Почти пять часов в пути. В вагонах либо невыносимая духота, либо невыносимый холод. У только созданной РЖД до пригородных перевозок не доходили руки. И казалось, если перевозками заниматься как отдельным бизнесом, то что-то изменится. Поначалу так и было: в 2011 г. была создана Байкальская пригородная пассажирская компания. В экспрессе Иркутск-пассажирский - Зима, который и так был дороже простых электричек, появились WiFi, кофейные автоматы и свежая пресса. Правда, выросла вдвое и цена. Но в остальном, конечно, ничего не поменялось.

Всего было создано 26 пригородных компаний. Предполагалось, что их совладельцами станут регионы и частные инвесторы. Схема сработала только с самым крупным активом - Центральной ППК. У РЖД в капитале компании, осуществляющей более 60% пригородных перевозок в России, остался только блокпакет, еще блокпакет - у Минимущества Московской области, а 50% без двух акций - у МПК Андрея Бокарева. За 2013 г. (более свежих данных нет) выручка ЦППК была 26,2 млрд руб., а расходы - 25,3 млрд руб. В остальных случаях РЖД либо единственный акционер, либо в партнерстве с региональными администрациями, а большинство компаний не выбираются из гигантских убытков. Например, выручка Байкальской ППК (контроль - у правительства Иркутской области) за 2013 г. - 607,5 млн руб., а расходы - 1,5 млрд руб.

До середины прошлого года этот праздник жизни оплачивал федеральный бюджет. С 2012 г. по середину 2014 г. на покрытие убытков от пригородных перевозок было выделено 58 млрд руб. План на 2015-2017 гг. - только 25 млрд руб. У регионов денег нет. Повышения тарифов пассажиры не поймут. Следствие - пригородные компании начали отменять поезда, что и вызвало гнев Путина.

Большая часть расходов ППК - это аренда электропоездов у РЖД. Калининградская ППК в 2012 г. заплатила материнской компании 321,9 млн руб. (все расходы - 406,3 млн руб., выручка - 112,4 млн руб.), а в 2013 г. - уже 334,2 млн руб. Как рассчитывается ставка аренды и почему до сих пор не внесены поезда в уставный капитал ППК, как это предполагалось в начале реформы РЖД, - большая загадка. После вчерашнего скандала РЖД тут же заявила, что неоднократно обращалась к регионам-соакционерам увеличить уставный капитал «путем наделения их имуществом (в том числе подвижным составом и депо)». Но ничто не мешало РЖД передать имущество в собственность 100%-ных «дочек». Тогда компании могли бы контролировать свои расходы, обосновывать тарифы, придумывать дополнительные источники заработка - словом, вести бизнес. А не перебиваться от одной субсидии до другой. Ответ, мне кажется, прост: как и на заре моей туманной юности, РЖД просто некогда и лень заниматься пригородными перевозками как бизнесом.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать