Как правильно воспитывать детей в Российской Федерации

Стратегия развития воспитания до 2025 года пытается совместить несовместимое

Министерство образования и науки опубликовало проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.», обсуждение продлится до конца февраля. Это любопытный документ, пытающийся создать некую отдельную сферу воспитания - дополнительную по отношению к сфере образования. Если брать советские аналоги, то это стратегия, в результате которой у детей должны появиться пионервожатые и комсомольские секретари. Только вот советской идеологии у нынешних разработчиков нет, поэтому в содержательной части декларируется приблизительно все абстрактно хорошее, а в качестве стратегических ориентиров воспитания приведены слова президента Путина.

Документ утверждает необходимость воспитывать в детях ответственность, личное достоинство, честность и способность к осознанному выбору, терпимость к представителям других национальностей. Воспитание самодеятельной личности соседствует с пунктами, касающимися «гражданской идентичности» и «традиционных ценностей» (под коими ценностями люди, принимающие решения, могут понимать разное). Личная ответственность и осознанный выбор как цели воспитания противоречат по умолчанию принимаемым патерналистским устоям государства и общества. В стратегии довольно много внимания уделено воспитанию патриотизма и духовно-нравственных ценностей, присутствует неуточняемое понятие «национального воспитательного идеала».

Авторы пишут, что положения проекта стратегии взаимосвязаны с другими такими же бюрократическими документами - «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», «Основами государственной молодежной политики до 2025 г.», «Основами государственной культурной политики», «Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.» и «Концепцией развития дополнительного образования детей». Документ предполагает разработку «комплексных планов мер», кадровых, финансовых, правовых решений на всех уровнях власти. Критерии эффективности воспитания по-новому только предстоит придумать.

В принципе, стратегия может сгинуть, как и многие другие стратегии последних лет, после какого-то периода малоосмысленной бумажной работы. Но есть и опасность ее радикализации, считает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Часть правящего класса, продвигающая идеологию «осажденной крепости», может потребовать изменить документ в сторону мобилизационных установок, резкого противопоставления России и ее ценностей остальному миру. Впрочем, опыт позднего СССР показывает, что формальное выполнение навязанных государством ритуалов не означает жизнеспособности идеологии.