«Связному» будет сложно сохранить прогрессивный имидж

В течение года-двух группу ждет распродажа активов по отдельности

С уходом Чичваркина «Евросеть», конечно, изменилась. Сейчас, как бы искренне она ни старалась сохранять статус независимого ритейлера, во многом это площадка, промоутирующая услуги своих акционеров - «Мегафона» и «Вымпелкома» (владеют «Евросетью» в пропорции 50/50). Купить в салоне «Евросети» контракт МТС невозможно, как и положить деньги на счет в МТС - этот оператор самоустранился от сотрудничества с «Евросетью». Другое дело, что мобильная связь уже давно и далеко не единственное, что продается в салонах «Евросети».

Когда осенью 2008 г. Евгений Чичваркин и его партнер Тимур Артемьев спешно продали «Евросеть» Александру Мамуту и уехали из России, многим пришлось привыкать к этому как к новой реальности. Трудно было представить себе «Евросеть» без Чичваркина - слишком сильно ее имидж был связан с персоной основателя, слишком много его личного участия было в этой компании.

Нынче в подобной ситуации главный конкурент «Евросети» - «Связной». Его основатель Максим Ноготков больше не контролирует группу, объединяющую сам «Связной», «Связной банк», сеть ювелирных салонов Pandora и онлайн-ритейлера Enter. Он не сумел расплатиться в срок с одним из кредиторов - группой «Онэксим», затем продавшей права требования по кредиту Олегу Малису. И теперь именно Малису принадлежит 51% головной компании группы «Связной», ему же предстоит договариваться с остальными кредиторами.

Ноготков в отличие от Чичваркина почти никогда не выступал фронтменом своих компаний. Тем не менее и «Связной», и «Связной банк» сильно связаны с личностью своего основателя. Это хорошо сформулировал тот же Чичваркин в колонке, недавно опубликованной газетой РБК: «Молодых людей с высшим образованием и доходом выше среднего уровня притягивал «Связной», это была молодежная, прогрессивная компания. Люди же, которые ездят на «девятках», они шли к нам, в «Евросеть». <...> И если бы страна действительно шла по европейскому пути, то наши покупатели «вымирали» бы естественным путем, а их дети постепенно переходили бы к Ноготкову».

«Связной» еще при Ноготкове перестал быть «равноудаленным» от участников рынка. С прошлого года в салонах «Связного» невозможно, например, заплатить за «Вымпелком», а МТС, наоборот, представлена там во всем своем многообразии. Не то чтобы это была осознанная политика Ноготкова, скорее результат самоопределения операторов. Но в остальном имидж «Связного» как прогрессивного молодежного ритейлера, пожалуй, сохранялся - во многом благодаря его тесному взаимодействию со «Связным банком».

Сохранится ли этот имидж теперь? Я бы сильно не рассчитывал. С одной стороны, я уверен, что задача, которую хочет решить Олег Малис, сложнее и интереснее, чем просто отдать «Связной» в управление или в собственность «Евросети», которой руководит его брат. С другой стороны, учитывая наличие нескольких кредиторов и сложную структуру залогов, трудно представить, что в перспективе года-двух группу «Связной» ждет что-то иное, чем распродажа активов по отдельности. Захочет ли та же МТС покупать «Связной» со «Связным банком»? Едва ли.