«Связному» будет сложно сохранить прогрессивный имидж
В течение года-двух группу ждет распродажа активов по отдельностиС уходом Чичваркина «Евросеть», конечно, изменилась. Сейчас, как бы искренне она ни старалась сохранять статус независимого ритейлера, во многом это площадка, промоутирующая услуги своих акционеров - «Мегафона» и «Вымпелкома» (владеют «Евросетью» в пропорции 50/50). Купить в салоне «Евросети» контракт МТС невозможно, как и положить деньги на счет в МТС - этот оператор самоустранился от сотрудничества с «Евросетью». Другое дело, что мобильная связь уже давно и далеко не единственное, что продается в салонах «Евросети».
Когда осенью 2008 г. Евгений Чичваркин и его партнер Тимур Артемьев спешно продали «Евросеть» Александру Мамуту и уехали из России, многим пришлось привыкать к этому как к новой реальности. Трудно было представить себе «Евросеть» без Чичваркина - слишком сильно ее имидж был связан с персоной основателя, слишком много его личного участия было в этой компании.
Нынче в подобной ситуации главный конкурент «Евросети» - «Связной». Его основатель Максим Ноготков больше не контролирует группу, объединяющую сам «Связной», «Связной банк», сеть ювелирных салонов Pandora и онлайн-ритейлера Enter. Он не сумел расплатиться в срок с одним из кредиторов - группой «Онэксим», затем продавшей права требования по кредиту Олегу Малису. И теперь именно Малису принадлежит 51% головной компании группы «Связной», ему же предстоит договариваться с остальными кредиторами.
Ноготков в отличие от Чичваркина почти никогда не выступал фронтменом своих компаний. Тем не менее и «Связной», и «Связной банк» сильно связаны с личностью своего основателя. Это хорошо сформулировал тот же Чичваркин в колонке, недавно опубликованной газетой РБК: «Молодых людей с высшим образованием и доходом выше среднего уровня притягивал «Связной», это была молодежная, прогрессивная компания. Люди же, которые ездят на «девятках», они шли к нам, в «Евросеть». <...> И если бы страна действительно шла по европейскому пути, то наши покупатели «вымирали» бы естественным путем, а их дети постепенно переходили бы к Ноготкову».
«Связной» еще при Ноготкове перестал быть «равноудаленным» от участников рынка. С прошлого года в салонах «Связного» невозможно, например, заплатить за «Вымпелком», а МТС, наоборот, представлена там во всем своем многообразии. Не то чтобы это была осознанная политика Ноготкова, скорее результат самоопределения операторов. Но в остальном имидж «Связного» как прогрессивного молодежного ритейлера, пожалуй, сохранялся - во многом благодаря его тесному взаимодействию со «Связным банком».
Сохранится ли этот имидж теперь? Я бы сильно не рассчитывал. С одной стороны, я уверен, что задача, которую хочет решить Олег Малис, сложнее и интереснее, чем просто отдать «Связной» в управление или в собственность «Евросети», которой руководит его брат. С другой стороны, учитывая наличие нескольких кредиторов и сложную структуру залогов, трудно представить, что в перспективе года-двух группу «Связной» ждет что-то иное, чем распродажа активов по отдельности. Захочет ли та же МТС покупать «Связной» со «Связным банком»? Едва ли.