Проблемы велики, экономике нужны реформы

Предправления «Ренессанс капитала» Игорь Вайн о том, почему России срочно необходимы структурные изменения

В последнее время было многое сказано о том, что происходит с экономикой России. Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что все плохо, а будет, скорее всего, еще хуже. Вопрос только в том насколько. Очевидно, что развитие экономики страны зашло в тупик, и пока не очень понятно, как из него выйти. Не видно не то что света в конце тоннеля – непонятно даже, где этот тоннель искать. Строго говоря, не существует (или не представлено широкой общественности) и серьезной, вдумчивой, содержательной программы по выходу из этой ситуации – кроме раздачи значительного объема средств нуждающимся из списка. Средства эти даются по большому счету не на развитие, а на то, чтобы как-то выживать – до тех пор пока цены на сырье вновь не пойдут вверх.

Недавнее понижение рейтинга России двумя из трех глобальных агентств, по сути, лишь фиксирует очевидный факт: ни они, ни рынок более не видят в экономике страны значимых точек роста. Это означает стагнацию, быстро переходящую в рецессию на фоне внешних факторов. Можно возразить: агентства были не слишком объективны и не уделили должного внимания макроэкономическим мультипликаторам. Это справедливое замечание, однако важно понимать: рейтинг определяется не только отношением долга к ВВП и объемом резервов. Это куда более сложный комплекс причин и следствий, и будь у вас хоть $1 трлн в резервах, вы не получите высокий рейтинг, если очевидно, что вы не можете этими средствами разумно распорядиться на благо экономики и в долгосрочной перспективе.

Реакция рынков на решение Moody’s, а до этого Standard & Poor’s была слабой. Рынки живут ожиданиями и уже давно заложили текущую ситуацию в цены на активы (пик пессимизма пришелся на декабрь 2014 г.). С того момента цены на активы, в том числе на долговые инструменты, возвращаются на более адекватные уровни. Это происходит и за счет многочисленных инвесторов с менее формальными требованиями к рейтингам и пониманием того, что, несмотря на серьезные проблемы, экономика России может продержаться в таком состоянии еще годы и ни о каком дефолте сейчас речи не идет. В итоге приток свежих денег компенсировал отток средств фондов, которые были вынуждены по своим правилам продавать российские активы. Ведь инвесторы – практичные люди, их интересует возможность заработать при разумном уровне риска, и многие, принимая рейтинги во внимание, не смотрят на них как на определяющий фактор. Это касается и крупнейших, консервативных инвестиционных фондов, ориентированных на долгосрочное инвестирование. Сейчас они идут в Россию, как шли в Испанию и Португалию, Грецию и Италию в 2011–2012 гг. Есть рейтинг и заголовки в прессе, а есть рыночные реалии.

Однако это не стоит воспринимать как повод для оптимизма или как попытку надеть розовые очки, заявив, что худшее позади, а все плохое уже «в цене». Хотя состояние российской экономики весьма далеко от чересчур мрачного, очевидно, что, если не предпринять решительные действия уже сейчас, ситуация может значительно ухудшиться уже через два-три года. Этого необходимо избежать: последствия могут быть чрезвычайно серьезными и даже необратимыми с финансово-экономической и с социальной точек зрения.

Одна из первоочередных задач – отказ от популизма и возвращение экономической политики к прагматизму. Правительству и монетарным властям более нельзя быть слугами всех господ. Пора рисковать рейтингами, быть готовыми к определенному обострению социальной обстановки, но идти на принятие непопулярных решений.

В качестве срочных мер необходимо существенно сократить бюджетные расходы по самому широкому спектру статей, повысить пенсионный возраст, снизить ставку, начать новую волну приватизации госкомпаний, что уже много лет постоянно откладывается. Даже перечисленные меры многое говорят о масштабах стоящих вызовов. Их необходимо принять ради одной цели – оживления национальной экономики и (что жизненно необходимо) возвращения внутреннему инвестору веры в то, что правительство готово на серьезные шаги. Веры в то, что действия эти будут носить не сиюминутный характер, а долгосрочный, что сделанные сегодня инвестиции не будут потеряны в результате непоследовательных решений властей через 2–3 года.

Продолжая действовать в том же ключе, что и сейчас, мы лишь пожертвуем большим ради меньшего и упустим время, взамен лишь ненадолго отсрочив куда более серьезные последствия для экономики и для всех хозяйствующих субъектов.

Необходимо в полной мере осознать, что проблемы в экономике настолько велики, что уже ни при каких условиях не рассосутся сами собой. Даже возвращение цен на нефть к уровням $100–110 за баррель не станет панацеей от большинства проблем из-за геополитических факторов и невероятно низкой деловой активности на фоне общей неопределенности. Необходимы по-настоящему решительные действия и структурные изменения. Сейчас Россия недвусмысленно демонстрирует претензии и реализует на практике амбиции одного из глобальных центров силы. Было бы хорошо продемонстрировать еще и экономические успехи, по меньшей мере способность создать обстоятельный, работающий план по долгосрочному развитию экономики, а затем, действуя практично и последовательно, вывести ее из того глубокого кризиса, в котором она сейчас оказалась. При нынешней конъюнктуре это будет иметь и дополнительный смысл, ведь сложно представить, чтобы США или ЕС решились на аналогичное санкционное давление в отношении Китая.

Автор – председатель правления «Ренессанс капитала»