Статья опубликована в № 3798 от 26.03.2015 под заголовком: Компания недели: «Лента»

Как «Лента» привлекла инвесторов увеличением рисков на рынке

Один из крупнейших российских ритейлеров успешно разместил допэмиссию
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
«Ленте» не привыкать к сложным условиям на рынке
Е. Кузьмина / Ведомости

Один из крупнейших российских ритейлеров во вторник провел размещение допэмиссии и привлек у инвесторов $225 млн. Сделку ее организаторы считают удачной: несмотря на ситуацию в экономике, дисконт в цене GDR был минимальный, привлеченная от инвесторов сумма оказалась больше ожидаемых $200 млн, книга заявок была переподписана почти вдвое.

«Лента» – второй с начала 2015 г. российский ритейлер, которому удалось убедить инвесторов в своих перспективах. Ранее в начале февраля структура основного владельца «Магнита» Сергея Галицкого продала примерно 1% крупнейшего ритейлера в России за 9,8 млрд руб.

«Ленте» не привыкать к сложным условиям на рынке. Ее IPO прошло также в непростой обстановке в феврале 2014 г., компания едва успела провести сделку до эскалации украинских событий. Но в отличие от «Магнита», средства от размещения бумаг которого были необходимы Галицкому на личные проекты, в случае с «Лентой» деньги были нужны самой компании. Причины были в изменившейся за год ситуации.

«Лента» обещала инвесторам удвоение торговых площадей к концу 2016 г., и до сих пор, как правило, компания финансировала агрессивный рост с помощью операционного денежного потока и долгов. В начале этого года менеджмент «Ленты» заявил о планах открыть лишь 10–15 гипермаркетов в первом полугодии – в основном тех, которые начали строиться еще в прошлом году.

Теперь же акционеры ритейлера, среди которых крупнейшие – TPG, ЕБРР, «ВТБ капитал», предпочли размыть свои доли в компании, а большую часть полученных от размещения средств направить на выплаты по наиболее дорогим кредитам ВТБ, Сбербанку, Райффайзенбанку и другим кредитным организациям и не снижать темпы роста сети.

Одновременно с началом сбора заявок от инвесторов «Лента» пообещала открыть по меньшей мере 25 магазинов большого формата и увеличить капзатраты на 5 млрд руб. до 30 млрд в этом году, 24 гипермаркета – в 2016 г. и в следующие годы открывать магазины не меньшими темпами.

«Увеличивать кредитную нагрузку в нынешней ситуации, наверное, не особенно разумно», – объяснял один из участников размещения «Ленты». Об этом говорят и изменения в разделе описания рисков в проспекте размещения. По сравнению с документом для инвесторов IPO, написанным в начале 2014 г., рисков, сопряженных с инвестициями в российскую компанию, в целом стало больше. Парадоксально, но похоже, что появившиеся риски и стали одной из причин того, что «Лента» решилась на продажу своих бумаг инвесторам. Добавились, например, подорожавшие кредиты вследствие роста ключевой ставки Центробанка, а также риск дополнительных ограничений бонусов и выплат ритейлу и риск введения контроля над ценами некоторых продовольственных товаров.

Но если год назад первым номером перечня шла «значительная конкуренция» в российской торговле, то сейчас на первое место вышло сокращение покупательских расходов из-за ухудшения в экономике. Во многом это произошло благодаря падению цен на нефть и западным санкциям, признали авторы проспекта. Зато ушел риск того, что вырастут расходы на оплату труда.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more