Внезапно платная медицина

Бесплатные врачи, гарантированные Конституцией, оказались вне доступа

Увеличение смертности на 0,3 процентного пункта – не 12,8 покойника на 1000 населения, как планировали правительство и Минздрав, а 13,1 по факту – пугающая цифра. Но в докладе Счетной палаты о первых результатах реформы здравоохранения гораздо сильнее впечатляет другая: рост платной медицинской помощи на 24,2%. То есть почти на четверть. Несмотря на очевидное падение реальных доходов населения, в том числе больного. Вряд ли дело в том, что россияне вдруг эпидемически стали испытывать недоверие к бесплатным врачам, – просто бесплатные врачи, гарантированные Конституцией, стали не вполне доступными.

Вот пример. Больной системным аутоиммунным заболеванием нуждается в консультации пульмонолога. Для этого он сначала идет к участковому терапевту (запись, неделя ожидания), который отправляет его к территориальному ревматологу (запись, две недели ожидания), который, в свою очередь, отправляет его уже наконец к пульмонологу (запись, две недели ожидания), а пульмонолог считает, что для постановки диагноза больному необходимо исследовать функцию внешнего дыхания (запись, две недели), после чего еще через неделю пульмонолог повторно принимает больного и понимает, что, пожалуй, нужна консультация кардиолога.

Обратите внимание: никто не отлынивал, все действовали четко по инструкции, но через восемь недель после начала эпопеи больной находится в том же самом месте: диагноза нет. Стоит ли говорить, что все эти восемь недель он не получает лечения – диагноза-то нет! – и продолжает страдать. А поскольку страдать никому не хочется, невесть откуда мобилизуются деньги – и все то же самое происходит за один день.

Тут есть и еще один аспект. Врач, который принимает больного по записи через неделю, может быть как очень хорошим, так и гораздо менее хорошим. Выбора в бесплатном случае или вовсе нет, или он еще удлиняет, и сильно, процесс постановки диагноза. За деньги же больной может пойти к врачу с репутацией или с рекомендациями. Но, говорят сами же врачи, получается заколдованный круг: наплыв больных в платные медицинские учреждения уже породил в некоторых наиболее популярных поликлиниках очереди – и унылая ситуация бесплатной медицины начинает воспроизводиться в частных учреждениях.

Что делать – хорошо известно. Надо всего лишь, чтобы деньги от больного (сам он платит или за него рассчитывается система ОМС) получал непосредственно врач общей практики, главное звено медицинской помощи, владелец собственного кабинета и распорядитель собственного рабочего времени. В 80% случаев его знаний и умений достаточно, а в остальных именно он направит больного на анализы или к специалисту, и не абы куда, а в лабораторию и к специалисту, в компетенции которых он уверен.

Результат понятен: деньги достанутся только хорошим врачам и лабораториям, вокруг них будет концентрироваться адекватная и доступная медицинская практика, на них будут равняться будущие врачи и т. п. А контроль за ними обеспечит ассоциация врачей, которая лицензирует их, и страховые компании, которые платят им львиную долю денег. Одна беда: непонятно, чем тогда будет заниматься большинство чиновников Минздрава, а также главные врачи поликлиник и их заместители.