Кризис победителей: россияне нищают, но довольны

В регионах с развитой промышленностью и услугами нарастают бюджетные проблемы

Повышение цен и снижение реальных доходов не повлияли на настроения наших соотечественников. Многие по-прежнему не обращают внимания на экономические неурядицы. По данным ВЦИОМа, индекс социальных настроений (разница между считающими положение в стране отличным/хорошим/нормальным и теми, кто называет его плохим/ужасным) вырос по сравнению с январем на 6 пунктов и достиг наивысшего значения за последние годы. По сравнению с мартом 2012 г. индекс вырос почти вдвое, за год после присоединения Крыма – в 1,46 раза. Оценка экономической ситуации не оптимистична: 41% респондентов полагают, что наиболее тяжелый период кризиса впереди, 30% – что он наступил, 22% думают, что он уже позади. Ситуация лучше, чем в январе, когда 50% опрошенных ожидали ухудшения ситуация, 31% считали настоящее пиком кризиса и лишь 11% полагали, что хуже не будет.

Исследования социально-экономической ситуации не дают оснований для оптимизма. Доклад РАНХиГС «Экономический кризис – социальное измерение» под редакцией Татьяны Малевой показывает, что в реальном выражении довольно резко падают зарплаты (на 9,1%) и пенсии (на 5,3%), что неудивительно при росте цен на 23,4% на продовольственные товары за февраль 2014 г. – февраль 2015 г. В некоторых регионах продуктовая корзина стала дороже на 30%, на 22,6% подорожали лекарства. С начала года 12,1% выросла зарегистрированная безработица, на 5,8% – реальная, в 1,77 раза – неполная занятость. И это несмотря на то, что большинство предприятий растягивают даже утвержденные программы сокращения персонала на многие месяцы. Доля тех, у кого есть знакомые безработные, по данным ВЦИОМа, с января по март выросла с 24 до 29%.

Для региональных бюджетов нынешние экономические неурядицы порождают более серьезные проблемы, чем кризис 2008–2009 гг., пишет Наталья Зубаревич из МГУ в статье «Региональная проекция нового российского кризиса» («Вопросы экономики», 4/2015). Лишь самые богатые регионы: Москва, Тюменская и Сахалинская области, нефтедобывающие округа способны свести бюджет без дефицита. Что важно, федеральная помощь региональным бюджетам существенно снизилась: если в 2009 г. трансферты из центра составляли более четверти доходов регионов, то в 2014 г. – всего 19%. Федеральная помощь крайне избирательна и отражает не столько стремление преодолеть бюджетный кризис, сколько политические приоритеты руководства страны. Крым получает 7,2% федеральных трансфертов, тогда как Южный округ – всего 6,5%, при том что население последнего в 5,6 раза больше. За счет дотаций и субсидий Москвы этот кризис преодолеть не удастся: секвестр федерального бюджета затрагивает и помощь регионам.

В результате у территорий растут долги: большинство регионов Центрального, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Приволжского и половина регионов Южного и Сибирского округов имеют долг выше 50% доходов бюджета. Кризис больнее других ударил по промышленным Калужской, Калининградской, Ульяновской и Белгородской областям, вкладывавшим бюджетные средства в развитие инфраструктуры для привлечения инвестиций. Активным регионам теперь грозит долговой кризис и рост безработицы. Чтобы сократить расходы, регионам приходится отказываться от индексации социальных выплат или снижать их, отмечается в докладе Малевой. Сокращать расходы регионам крайне трудно, ведь уже в 2014 г. средняя доля соцрасходов составляла в их бюджетах 62%, а в 40 регионах – 66–73%.

В 2008–2009 гг. экономические неурядицы коснулись прежде всего промышленных моногородов и территорий. В ближайшие годы наиболее серьезные проблемы предстоят регионам и городам с относительно развитой сервисной экономикой, финансово-банковскими учреждениями и сферой услуг. Наиболее высоки риски сокращения занятости в рыночном секторе услуг и бюджетном секторе. Многим жителям мегаполисов придется не только сократить расходы, но и перейти от привычных приоритетов развития к тактике выживания, что негативно скажется на настроениях горожан, пишет Зубаревич.

Оптимизм большинства на фоне ухудшившейся экономической ситуации вызван патриотическим подъемом. Многие россияне привыкли к стратегии выживания, и новые трудности не вызывают ни страха, ни роста недовольства. По данным ФОМа, 49% опрошенных в случае подорожания продуктов предпочтут сократить потребление. Многие надеются на помощь и заботу государства, ожидают выполнения обещаний о замораживании цен на важнейшие продукты. Пропаганда государственных СМИ успешно выполняет свою задачу: население верит телевизионной картинке и обещаниям скорого выхода из кризиса больше, чем собственному кошельку.