В России плохо с благотворительностью

Слабость модернистских и разрушение традиционных социальных институтов мешают россиянам жертвовать

Принстонский философ Питер Сингер умеет задавать моду на сложные этические проблемы: его бестселлер Animal Liberation посвящен правам животных. Только что он выпустил книгу The Most Good You Can Do о том, что альтруизм может и должен быть эффективным. Критерии эффективности можно применять и к жертвователям, и к волонтерам, и к благотворительным фондам. Благотворительность – не аномальный участок экономической и общественной жизни, а их обычная область, к которой приложимы экономические законы. Не все благотворительные проекты заведомо эффективнее альтернативного использования денег в экономике, где они способствуют развитию производства и созданию рабочих мест.

За последние годы благотворительность стала существенной частью мировой экономики. По данным World Giving Index 2014 (по опросам Gallup), около 2,3 млрд человек (треть населения Земли) раз в месяц жертвуют деньги или оказывают иную безвозмездную помощь. Только в США в 2013 г. частные лица пожертвовали на благотворительность $240 млрд, а фонды и корпорации – еще $95 млрд, итого 2% ВВП. Число помогающих нуждающимся в мире выросло с 2013 г. на 226 млн, волонтеров – на 132 млн. Наоборот, жертвователей из-за кризиса стало меньше на 0,6%. Во главе индекса благотворителей – США и Мьянма, далее Канада, Ирландия и Новая Зеландия. Особенно высока доля населения, вовлеченного в благотворительность, в Мьянме (91%), на Мальте, в Ирландии, Великобритании, Канаде, Нидерландах и Исландии. Россия – на 126-м месте из 135. Нас от развитых стран очень отличает неразвитость инфраструктуры и культуры благотворительности, говорит Ирина Мерсиянова из НИУ ВШЭ. От Мьянмы – недостаточное распространение буддизма, а от азиатских развивающихся стран, находящихся в верхней части рейтинга, – разрушенность традиционного общества. Психологически россияне готовы жертвовать и приходить на помощь, но не имеют работающих и пользующихся доверием механизмов. В благотворительности участвует почти четверть россиян, но только 3% взаимодействуют с благотворительными НКО.