Мнения
Бесплатный
Павел Аптекарь
Статья опубликована в № 3828 от 12.05.2015 под заголовком: От редакции: Невежды против лжи

Невежды против лжи

Россияне совсем не знают свою историю, что облегчает борьбу с ее мнимыми фальсификациями и торжество искажений истории

Пропагандистская борьба государства против фальсификации истории при низком уровне исторического знания позволяет манипулировать коллективной памятью и массовым сознанием. Слабость просвещения приводит к политизации истории, ретрансляции старых и созданию новых мифов вместо полноценного понимания прошлого. Накануне 9 мая 54% опрошенных ВЦИОМом заявили, что заметили искажения истории. Кто и как неправильно трактовал прошлое, ВЦИОМ не уточнял. 83% респондентов поддерживают борьбу с умышленными искажениями истории.

Не похоже, чтобы россияне всерьез интересовались историей. По данным опроса ВЦИОМа 2009 г., 46% делают это, «когда есть возможность и желание», 27% заявили, что интерес угас после школы или института, 11% «не интересовались никогда». Невысок интерес даже на личном и семейном уровне: по данным ФОМа, 54,4% россиян, родственники которых участвовали в Великой Отечественной войне, не знают, где они воевали.

Реальный уровень знаний невысок. По данным «Левада-центра», самая популярная версия даты начала Второй мировой войны – 22 июня 1941 г.: так полагают 30%. Не знают ответа 16%; верный ответ (1 сентября 1939 г.) дали 13%; еще 9% назвали сентябрь 1939 г. 32% дали иные неправильные версии. На вопрос о событиях 17 сентября 1939 г. (начало похода Красной армии в Западную Украину и Белоруссию) правильный ответ дали 4%. Более отдаленные события большинство знает еще хуже. В юбилей войны 1812 г. 51% опрошенных ФОМом затруднились сказать, кто тогда правил страной, 20% ответили неправильно. В 2007 г. ВЦИОМ предложил взрослым россиянам ответить на восемь вопросов демонстрационной версии ЕГЭ по истории.

60% опрошенных дали три и менее правильных ответа, 27% – 4–5, всего 13% – шесть и более. Большинству взрослых россиян можно поставить твердый «неуд» по истории. Ситуация у школьников несколько лучше: средний балл по ЕГЭ в 2009–2014 гг. колебался от 45,7 до 54,8 из 100 – это тройка. Когда знаний не хватает, представления об истории и тем более ее искажениях весьма условны и размыты, место фактов занимают мифы и конъюнктурное отражение отдельных событий, их произвольная интерпретация первыми лицами государства. Госдеятели и ТВ используют патриотическую повестку и юбилей победы над Германией не для просвещения, а для тиражирования невежества, навязывания собственных трактовок прошлого и нетерпимости к иным версиям. Массовое сознание способно воспринимать как фальсификацию любую трактовку прошлого, отличающуюся от официальной, и требовать борьбы с нею независимо от того, насколько верно она отражает исторические события.