Зачем региональные лидеры идут на досрочные выборы

Экономическая ситуация вряд ли улучшится, а неожиданные выборы уменьшат шансы противников

Укрепление легитимности губернатора через досрочную отставку и переизбрание на всеобщем голосовании – примета нынешней весны. Губернатор Смоленской области Алексей Островский, объявивший вчера президенту о добровольном уходе, стал уже шестым (после руководителей Иркутской, Ленинградской, Омской, Костромской областей и Камчатского края). Примеру «отставников» могут последовать главы Свердловской, Тверской и Ярославской областей, Карелии. Выбор времени не случаен: в мае надо подать в отставку, чтобы успеть в июне объявить о досрочных выборах на едином дне голосования в сентябре. Число предвыборных отставок может приблизиться к прошлогоднему рекорду, когда их было 13.

В 2012 г. технологию досрочных отставок испытали на опытных губернаторах, руководивших регионами с 1990-х гг., имевших опыт конкурентной политической борьбы, в победе которых не было сомнений. В 2013 г. в Москве и на некоторых региональных выборах была допущена реальная конкуренция. Вероятно, этот опыт был признан неудачным, и в 2014 г. власти отказали в регистрации популярным политикам, способным конкурировать с действующими руководителями (например, Оксане Дмитриевой в Петербурге) или принудили их отозвать свои кандидатуры (Башкирия и Алтай). Сейчас отставки – это скорее инициатива снизу.

Экономическое положение в регионах, где в сентябре намечаются выборы, существенно разное. Наибольшее падение промпроизводства в I квартале 2015 г. отмечено в Костромской и Тверской областях (на 7,2 и 5,7% соответственно от уровня 2014 г. при среднероссийском -0,4%). В Ярославской, наоборот, промышленность выросла на 13%.

Регионы не бедствуют. Реальные доходы населения в январе – феврале по сравнению с началом прошлого года сильнее всех выросли в Омской и Иркутской областях (на 11,5 и 9,8%). В Смоленской области они увеличились на 7,8%, аутсайдер по этому показателю – Костромская область (падение на 5,2%).

В 2014 г. существенно выросли долги региональных бюджетов. В Свердловской области и Карелии за 12 месяцев по ноябрь 2014 г. госдолг вырос примерно на 60%, а в Иркутской области – сразу в 5 раз (с 1,9 млрд до 9,5 млрд руб.). В среднем в стране долг регионов в 2014 г., по данным Минфина, вырос на 20%. Наиболее сложная ситуация с долгами, по расчетам регионоведа Натальи Зубаревич, в Смоленской и Костромской областях, где они превысили 100% доходов бюджета. В Карелии это соотношение достигло 90%, а в Ярославской области превысило 50%. Большая часть кредитов получена под высокий процент от банков. Наиболее благополучна ситуация в Ленинградской области, где долг всего 11% доходов. Вне зависимости от статуса и социально-экономической ситуации губернаторы опасаются если не продолжения кризиса, то стагнации и вероятного ухудшения ситуации в регионах, отмечает Зубаревич. Если ситуация не будет улучшаться, то сейчас удобный момент для выборов.

Губернаторов подталкивает к выборам и политическая логика. Кремль пытается уравнять статус уже избранных губернаторов и тех, кто был назначен до возвращения выборов. Главы регионов намереваются использовать патриотическую волну, надеются, что осенью на них падет отблеск популярности президента. Еще одна причина: после выборов в Госдуму по одномандатным округам, назначенным на осень 2016 г., у нынешних глав регионов могут появиться серьезные конкуренты, отмечает политолог Александр Кынев. Еще один повод к досрочным выборам: спешные выборы, к которым не успеют подготовиться противники, выгодны для руководителей, испортивших отношения с региональными и местными элитами, и тех, кто чувствует слабость своих позиций. Это касается Карелии, Свердловской и особенно Иркутской областей.