Положение хуже губернаторского

Избирать или назначать – главный вопрос региональной политики Кремля последнего десятилетия

Не складывается у нас что-то с губернаторами, вернее, с вопросом о том, что все-таки с ними делать – избирать или назначать.

Вот в «лихие 90-е», как ни странно, все выглядело стройно и логично. В 1991–1992 гг. Борис Ельцин закрыл КПСС, повыгонял большинство партийных начальников и назначил главами обладминистраций более подходящих ему людей. Право избраться всенародно сначала получили самые надежные из назначенных (попытки не самых надежных объявлять «самостийные» выборы жестко пресекались), а во второй половине 90-х – и все остальные. Правильность такого способа никем не оспаривалась ни при позднем Ельцине, ни при раннем Путине.

Но в начале второго путинского срока началось брожение руководящих умов.

В конце 2004 г. в рамках усиления борьбы с терроризмом Кремль решил, что губернаторы должны назначаться, а главный кремлевский идеолог Владислав Сурков убедительно объяснил, что в противном случае народ непременно изберет себе какого-нибудь ваххабита. Избранные лидеры с этим радостно согласились и дружно потянулись в Москву за «наделением полномочиями».

В конце 2011 г., поглядев из-за стены на многотысячную Болотную, в Кремле подумали, что избранные губернаторы, наверное, все-таки лучше (хотя тогдашний президент Дмитрий Медведев незадолго до этого заявил, что выборы вернут «лет через сто»). Правда, полной уверенности в этом, видимо, не было, поэтому в последние полгода перед возвращением выборов было назначено более полутора десятков новых губернаторов. А всего через год назначенные губернаторы снова оказались лучше, но уже не везде: сначала это исключение распространилось на республики Северного Кавказа, а затем и на так называемые «матрешечные» регионы, где избранный глава «материнского» субъекта получил право отбирать кандидатуры для назначения руководителей входящих в него автономных округов.

Для остальных же курс на избираемость сохранился, причем по мере приближения следующих федеральных выборов желание Кремля избавиться от назначенных губернаторов становилось все более нестерпимым. Да и сами главы регионов вдруг осознали, насколько им было мучительно больно за бесцельно прожитые в статусе назначенных годы, и ринулись за досрочными отставками с последующим переизбранием. В 2014 г. так «прозрело» 13 региональных лидеров, а в этом году досрочников ожидается не менее десятка (включая шестерых губернаторов, отпросившихся у президента на выборы всего за одну неделю после майских праздников).

В обоснование нынешнего парада отставников приводится множество аргументов – от банальной экономии средств на совмещении выборов до глубокомысленных рассуждений о выравнивании статуса губернаторов. Но основная причина, как водится, вслух не называется: Кремлю просто нужно, чтобы в 2016 г. региональные начальники занимались только выборами в Госдуму, а в 2018 г. – только выборами президента. А то ведь неизвестно, насколько точно губернатор будет следовать руководящей линии, если ему придется думать не только о выполнении приказов сверху, но и о собственном переизбрании.