Глобальные города как субъекты международной политики

Специалист по внешней политике Иво Даадлер о новой роли крупных городов

Важнейшая отличительная черта XXI века – рост городов. Можно сколько угодно рассуждать, не идет ли на смену эры США эпоха Китая. Но настоящие изменения происходят не на уровне стран, а на уровне городов.

Впервые за историю человечества в них живет больше людей, чем в сельской местности. К 2050 г. горожанами будут 6,5 млрд людей, две трети человечества. Столетием раньше их было меньше миллиарда.

Но не все города равны друг другу. Глобальные города – лидеры в коммерции, искусствах и образовании – растут активнее других. У них есть возможности, амбиции и сила, чтобы не только менять мировую экономику, но и влиять в масштабах всего мира на культуру, политику, идеи, определяя будущее всего мира.

Большие и обладающие связями друг с другом глобальные города действуют поверх государственных границ и даже вмешиваются в международную повестку. Они становятся магнитами для бизнеса, людей, денег и инноваций.

Говоря о негосударственных игроках на мировой арене, мы обычно подразумеваем террористические группировки («Аль-Каиду» или ИГИЛ) и международные корпорации вроде Apple или BP. Но реальная сила, действующая независимо от государств, – это глобальные города.

Современная политика все больше напоминает времена Ганзейского союза, в который входили средневековые города. Глобальные центры торгуют между собой и вместе борются с общими проблемами так, как это не получается у государств. Не имея суверенности, города становятся все более независимыми и проводят политику, подталкивающую изменения во всем мире.

Города стали двигателями мировой экономики. Вклад 600 крупнейших городов в глобальный ВВП – более 60%. В топ-20 городов расположены штаб-квартиры каждой третьей крупной корпорации, и эти города обеспечивают компаниям почти половину их общей выручки. Лидирует по численности населения, экономической мощи и количеству штаб-квартир корпораций Токио, обогнавший Нью-Йорк, Лондон и Париж.

Города занимают всего 2% земной поверхности. Но они потребляют 78% энергии и повинны в 60% выбросов углекислого газа. Пока государства спорят, что же делать с изменением климата, крупнейшие города объединяют усилия и предпринимают реальные шаги.

Примером одной из таких попыток может служить созданная для борьбы с глобальным потеплением группа C40, куда входит 75 крупных городов. Они обмениваются информацией и координируют действия, чтобы противостоять изменению климата тысячью различных способов – от энергосберегающих технологий уличного освещения до модернизации общественного транспорта.

Все чаще глобальные города проводят даже собственную международную политику. У Шанхая есть собственное управление по международным делам. Сан-Паулу наладил дипломатические отношения с несколькими десятками стран. Их дипломатические представительства в этом городе ни в чем не уступают представительствам в столице Бразилии и даже их превосходят.

Крупнейшие столицы – такие, как Лондон, Токио, Париж, – интегрируются в международную политику правительств своих стран. Но нестоличные глобальные города вроде Чикаго или Шанхая, не являющиеся домом для федеральных правительств своих стран, все больше тяготеют к проведению собственной международной политики. Им приходится координировать международную деятельность своих корпораций, научных центров, институтов культуры, гражданских институтов и университетов так, чтобы в выигрыше оставались сами города и их жители. Все большее участие в выработке стратегии, координации и объединении усилий в международной деятельности работающих в городе институтов становится визитной карточкой политики Чикаго.

Короче говоря, глобальные города оказывают все большее влияние на международную жизнь, идет ли речь об экономике, политике, культуре или социальных аспектах. Они перестают быть просто местом для жизни людей. Глобальные города становятся ведущими игроками на мировой арене.

FT, 27.05.2015, Антон Осипов

Автор – президент исследовательского института Chicago Council on Global Affairs, который совместно с Financial Times провел Чикагский форум глобальных городов 27–29 мая