Путь в 1990-е годы

Представитель Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф объясняет, насколько опасен для потребителей и бюджета параллельный импорт

В последнее время правительство РФ вновь стало активно обсуждать идею легализации параллельного импорта. Ее сторонники приводят многочисленные доводы, но никто почему-то не говорит, что применение таких товаров может быть опасным.

До 2002 г., когда экономика России находилась в стадии становления, ввозить из-за границы товар и продавать на территории России мог любой желающий. В 2002 г. правительство ввело так называемый национальный принцип исчерпания прав. Ввоз товара через официального дистрибутора стал правилом. Иностранные компании стали приходить на российский рынок, открывать здесь дочерние компании, создавать тысячи новых рабочих мест. Готовность этих компаний инвестировать объяснялась в том числе и запретом параллельного импорта.

Но сегодня отмена запрета оказалась на повестке дня. Сторонники реформы считают, что ввоз товаров третьими лицами без официального разрешения компании-производителя позволит снизить стоимость ряда товаров. В первую очередь планируется введение параллельного импорта лекарств, медицинского оборудования и автозапчастей.

Однако никто почему-то не задумывается, что деятельность параллельных импортеров совсем не благотворительная и ее главная цель – извлечение выгоды. Любой товар имеет стоимость, и продавать продукт ниже себестоимости никто не будет. Потребитель все равно заплатит за транспортировку и за работу параллельного импортера. В результате мы получим приблизительно те же цены, что и у официального дистрибутора. Только мы не получим гарантий и дополнительных услуг, которые предоставляют дилеры, например специальных условий финансирования, программ trade-in для автомобилей, бывших в употреблении, программ утилизации. В сфере медицинского оборудования мы не получим гарантий качества. В случае когда медицинские учреждения закупают специализированную технику у официального производителя или дистрибутора, представители производителя проводят инструктаж по правильному пользованию техникой. Также производитель предоставляет целый пакет сервисных услуг, включающий в себя контроль качества, обновление программного обеспечения и профилактику. Параллельный импортер лишь доставит вам товар и оставит вас с ним наедине.

Официальные дилеры также снабжают товар переведенной на язык пользователя инструкцией по применению. Даже если параллельный импортер и переведет инструкцию на русский язык, то кто даст гарантии, что перевод правильный? В случае с лекарствами неверный перевод может повлечь за собой угрозу жизни людей.

Легализация параллельного импорта также приведет к сокращению числа рабочих мест в России. Летом 2013 г. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) совместно с Международным институтом маркетинговых и социальных исследований «ГФК-Русь» провела исследование среди руководителей ведущих международных компаний. По мнению респондентов, легализация параллельного импорта приведет к ситуации, когда компании, производящие товары в России, начнут проигрывать в неравной конкурентной борьбе с параллельными импортерами. Это, в свою очередь, приведет к снижению локализации производства в России. О снижении объемов локального производства заявили 12 компаний из 34 опрошенных, о сохранении status quo – семь компаний. При этом самые пессимистично настроенные эксперты предположили, что некоторые компании могут закрыть свое локальное производство и перевести его в близлежащие страны – например, в Китай. По мнению глав компаний, в сфере промышленного производства сокращения могут достигнуть от 40 до 60% занятого сейчас персонала. Исследование показало, что существенное снижение цен в розничном звене не прогнозируется, цены могут временно упасть в оптовом звене на 5–10%. Обратное пока доказано не было.

Нельзя исключить и варианта, что при легализации параллельного импорта на рынок хлынет огромное количество поддельной или недобросовестно задекларированной продукции. К сожалению, существуют еще и параллельные импортеры, которые недостоверно декларируют товары: занижают их стоимость, количество и вес, а также используют заведомо неверные таможенные коды.

К таким уловкам во многих случаях прибегают фирмы-однодневки или фирмы-посредники, чтобы избежать уплаты налогов. В таком случае сокращение таможенных платежей и налоговых поступлений в бюджет из-за возможного использования независимыми импортерами упрощенных и теневых схем, согласно нашему исследованию, составит примерно 5–10%. В сфере автозапчастей, например, при легализации параллельного импорта эксперты прогнозируют увеличение поставок через офшорные зоны. Это приведет к снижению поступления налоговых сборов в государственную казну России. А одним из следствий будет снижение интереса производителей к российскому рынку. В итоге существует большой риск, что мы вернемся к ситуации, от которой ушли десять лет назад.

На данный момент действует протокол к договору о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), согласно которому параллельный импорт для стран ЕАЭС запрещен. Гражданский кодекс РФ его также запрещает. Изменение принципа исчерпания прав будет означать нестабильность и непоследовательность законодательства ЕАЭС и России, что однозначно отрицательно скажется на инвестиционном климате этих стран. Неспроста параллельный импорт запрещен во всех европейских странах, что оказало положительное влияние на формирование единого рынка в ЕС. Инвесторы не могут четко выстраивать стратегию компании, если они не уверены в стабильности законодательства.

АЕБ не отрицает возможности существования импорта товаров, приобретаемых у производителя иными, чем официальный импортер, лицами, если компания дает на это официальное согласие. Ничто не мешает российским компаниям, желающим импортировать определенный товар в Россию, обращаться к правообладателям для получения их согласия. Тем не менее практика показывает, что подобные обращения от параллельных импортеров крайне редки. Это лишний раз подтверждает их незаинтересованность в ведении добросовестного, устойчивого и долгосрочного бизнеса в интересах потребителя.

Какое бы решение ни было принято в отношение параллельного импорта, оно будет иметь долгосрочный эффект на экономику страны и стратегию развития бизнеса многих предпринимателей, как российских, так и зарубежных. Перед принятием такого стратегически важного решения следует тщательно взвесить все аргументы, чтобы не нарушить тонкий баланс интересов производителей, потребителей и общества в целом.

Автор – генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса