Почему россияне меньше интересуются футболом

Им предложили более увлекательное и жестокое зрелище: новости с полей сражений

Россияне утратили интерес к футболу. Выяснилось, что у такого вроде бы железно привлекательного зрелища есть пределы привлекательности: 73% опрошенных признались в безразличии к футболу, 19% интересуются игрой от случая к случаю, болельщиками себя назвали 8% респондентов (данные ВЦИОМа). Это самый низкий показатель за последние 10 лет. Люди хотят смотреть жестокие телевизионные новости и несмешные развлекательные программы, а футбол смотреть не хотят.

В 2009 г. футболом в той или иной степени интересовались 53% опрошенных, в 2012 г. – 58%, в 2014 г. – 47%. Еще ниже уровень внимания к российскому чемпионату: за ним следили всего 25% интересующихся футболом. Отчасти причина – в отсутствии крупных соревнований (чемпионаты мира и Европы), которые привлекают внимание зрителей, далеких от спорта.

Дело не только в отсутствии ярких событий в нынешнем году. Причины снижения интереса к отечественному футболу можно разделить на спортивные и политические. Третье место России на Евро-2008 породило завышенные надежды на дальнейшие успехи. Наши сограждане любят яркие зрелища: финал прошлогоднего чемпионата мира в Бразилии смотрели, по данным компании «TNS-Россия», около 38% телезрителей, решающую для российской сборной игру с Алжиром – 53%. Последующие неудачи сборной, тусклая игра ведущих игроков, предсказуемость результатов многих игр породили разочарование.

Наши футбольные менеджеры не сумели привлечь зрителей ни на трибуны, ни к экранам. Средняя посещаемость матчей премьер-лиги в сезоне 2014/15 г. оказалась самой низкой с 2002 г. – 10 151 зритель, почти на 30% ниже, чем в сезоне 2012/13 г.

Многие любители спорта перекочевали на платные или специализированные телеканалы, где можно посмотреть игры зарубежных чемпионатов. Гендиректор портала sports.ru Дмитрий Навоша отмечает: зрители, особенно молодежная аудитория, предпочитают английскую премьер-лигу, НХЛ и «Формулу-1» российскому спорту, который все чаще ассоциируется с откатами и скандалами.

Но есть еще одна важная причина смены зрительских предпочтений: отечественное телевидение в последние полтора года предложило народу более острое зрелище, чем футбол или хоккей. Когда-то командный спорт был способом канализировать агрессию. Но в последние полтора года в прямом эфире идут совсем неспортивные сражения, в которых «наши» побеждают «ненаших». «Левада-центр» зафиксировал резкий рост числа зрителей теленовостей в 2014 г.: доля смотревших новости «Первого канала» выросла с 71 до 82%, канала «Россия 1» – с 64 до 71%, аудитория «России 24» увеличилась с 15 до 30%. По данным «TNS-Россия», доля зрителей популярных новостных программ колеблется между 19 и 30%, тогда как спортивных – не превышает 15%. Российское телевидение отучает людей от символических баталий и приучает к реальным.