Второй Киев

Чествуя князя Владимира, Москва подчеркивает, что она не только «третий Рим», но и «второй Киев»

День 1000-летия смерти князя Владимира, при котором христианство стало государственной религией Древней Руси, решено сделать праздником. На памятные мероприятия и строительство монументов из бюджета выделен 1 млрд руб. В юбилейных мероприятиях участвуют не только иерархи церкви и первые лица государства. Ковчегу с мощами святого князя могли поклониться в 50 городах. И датировка торжеств, и выбор самой фигуры для почитания вызывает немало вопросов. Дата смерти Владимира условна. По правилам переноса дат 15 июля 1015 г. старого стиля соответствует в XI в. 20 июля. Историк и краевед Иван Забелин писал: «В воспоминаниях народного детства целые десятки и сотни лет застилаются событием одного года, который и выставляется вперед сообразно умствованию первого летописца».

Князь Владимир был ярким представителем эпохи, где жестокость и вероломство считались допустимым средством достижения побед в междоусобной борьбе. По данным летописей, Владимир бежал из Новгорода, опасаясь похода своего брата, великого киевского князя Ярополка. Он вернул себе новгородский престол на мечах и копьях иноземных варяжских дружин в 980 г. Для свержения брата кроме иностранных наемников он использовал подкуп воеводы. Ярополка выманили в стан Владимира и убили. Ничего личного, обычная феодальная война. Древнерусские летописи описывали многоженство и безудержное сластолюбие Владимира-язычника: «И был он ненасытен в блуде, приводя замужних женщин и растляя девиц». До принятия православия Владимир был ревностным идолопоклонником, а переход в христианство вряд ли был осознанным нравственным и человеческим выбором Владимира.

Киевский князь был политиком, умевшим предвидеть возможные выгоды от принятия православия, в первую очередь упрочение отношений с Византией, ухудшившихся во времена Святослава. Византия была государством-символом, «вторым Римом», союз с которой должен был упрочить авторитет Владимира в среде знати и за ее границами. Пышные византийские церемонии, о которых он слышал от мачехи Ольги, должны были укрепить престиж власти киевского князя. Распространенный способ заключить союз в те времена – династический брак. Непременным условием брака с сестрой императора Василия II было принятие Владимиром византийской версии христианства.

Крещение Владимира ускорило переход Киевской Руси к христианству. Если верить летописям, вера превратила жестокого язычника в добросердечного государя, заботившегося и о подданных, и о приближенных. Сегодняшнее внимание к его фигуре вызвано политической ситуацией. Владимир не только принял христианство, но и сумел вернуть под свою руку те племена, которые перестали платить дань Киеву. Образ князя – собирателя русских земель симпатичен нынешнему Кремлю, но беда в том, что столицей той Руси был Киев, а нынешний Киев нынешней Москве не пример. Пышные торжества и прославление Владимира, вероятно, задуманы, чтобы показать, что Москва не только «третий Рим», но и «второй (и единственно правильный) Киев».