Карнавализация институтов

Зачем российский МИД пугает Запад российским судом

Известно, что российские ведомства и госкомпании порой применяют хозяйственные решения, которые выглядят как внешнеполитические (перекрытия газа, запреты на импорт продукции из той или иной страны по причинам якобы санитарных угроз). В последнее время любопытный опыт нарабатывает Министерство иностранных дел, делая внешнеполитические заявления, которые выглядят как судебные.

Сразу после того, как в июне суды Бельгии и Франции объявили о возможном обеспечительном аресте российского имущества в этих странах по делу ЮКОСа (согласно решению Гаагского третейского суда годичной давности), Сергей Лавров заявил журналистам, что российские госкомпании, пострадавшие от этих решений, должны обращаться в суд и «наши суды, я надеюсь, вынесут решение, которое позволит нам арестовывать собственность иностранную на нашей территории тех стран, которые с нами так поступают» (цитата по «РИА Новости»).

После того как экс-акционеры ЮКОСа обратились в американский суд с требованием признания решения трибунала на территории США, российский МИД направил госдепу ноту, в которой предупредил, что «любые попытки применения обеспечительных и исполнительных мер в отношении находящегося на американской территории российского имущества будут рассматриваться РФ как основание для принятия в отношении США, их граждан и юридических лиц адекватных и соразмерных ответных шагов» (цитата по «Коммерсанту»).

Угрозы решениями российских судов, которые вроде бы не входят в структуру МИДа или хотя бы правительства, понятны нам здесь, внутри России, но не очень понятны на Западе. Посол Франции в Москве Жан-Морис Рипер заявил на днях в интервью «Интерфаксу», что правительство его страны всячески помогло правительству России в том, чтобы обеспечить иммунитет дипломатического имущества в соответствии с Венской конвенцией. Но все, что касается остального имущества, – дело частное, к которому правительство отношения не имеет.

Видимо, российскому МИДу придется потратить еще много сил и времени, чтобы стать понятнее западным коллегам. Но стоит и пожалеть Лаврова, ведь в конечном счете ему приходится отдуваться за то, что решения российских судов часто выглядят как хозяйственные, а не юридические.