Синергия убыточного «Аэрофлота» и убыточной «Трансаэро»

Монополизация всегда скверно сказывается на состоянии рынка

«Аэрофлот» и так доминировал на российском рынке авиаперевозок, теперь, после приобретения «Трансаэро», его позиция будет просто подавляющей. Можно даже усмотреть в этом стремление государства во всех сколько-нибудь значимых отраслях иметь так называемого национального чемпиона: вспомнить, как ЮКОС, а затем ТНК-BP достались «Роснефти», как формируется четвертый телекоммуникационный федеральный оператор на базе Tele2 и «Ростелекома», как «Ростех» намеревается получить значительную долю российского фармацевтического рынка; тут же высказать ни на чем не основанное спекулятивное предположение, что атаки надзорных ведомств на отдельные иностранные розничные сети могут иметь далекую цель завести в стране подконтрольного государству ритейлера, чтобы через него проводить какую-нибудь социальную политику...

Однако «сделка» «Аэрофлота» и «Трансаэро», решение о которой принято на совещании в правительстве, как кажется, вполне в духе мировой практики. Правительства стараются помочь авиакомпаниям выжить – вспомнить хотя бы историю хронически убыточной Alitalia, которую Италия в конце концов пристроила консорциуму инвесторов (правда, нынешняя Alitalia, где 49% у арабской Etihad, старательно дистанцируется от той, прежней), или дважды прошедшую через процедуру банкротства американскую Continental; пожалуй, только Pan American, обанкротившись, бесследно канула в небытие, растворившись в Delta Air Lines.

Можно возразить: во всех перечисленных случаях были банкротства; но смысл от этого не меняется – в российской-то практике банкротство, как правило, означает исчезновение.

Вряд ли, осмелюсь предположить, менеджмент «Аэрофлота» обрадовался присоединению «Трансаэро»; может, и в правительстве на эту сделку пошли вынужденно – но как иначе справиться с перевозкой 2 млн человек, уже купивших у терпевшей бедствие авиакомпании билеты? А еще, видимо, были учтены интересы главных кредиторов «Трансаэро» – государственных банков, которые сменили сомнительного заемщика на первоклассного; а еще о судьбе госгарантий на 9 млрд руб. можно не беспокоиться. В проигрыше пока только миноритарии обеих авиакомпаний.

А еще в проигрыше рынок. Конкуренция и так не выглядела совсем уж честной: на стороне «Аэрофлота» и государственный ресурс, и значительные суммы от зарубежных авиакомпаний за пролет над территорией России – исторически эти деньги доставались ему (и может, стали аргументом, когда правительство убеждало «Аэрофлот» забрать «Трансаэро»), и просто старинный бренд.

Если бы вторая по пассажиропотоку авиакомпания страны, «Трансаэро», обанкротилась и просто ушла с рынка, «Аэрофлот», наверное, все равно получил бы часть ее маршрутов – но все-таки не все; к переделу была бы предложена заметная доля рынка, и такие авиакомпании, как S7, «Уральские авиалинии» или «Ютэйр», могли бы рассчитывать на укрепление рыночных позиций; авиапассажирам от усиления конкуренции в небе стало бы только лучше. Но этого не будет, а монополизация всегда скверно сказывается на состоянии рынка.

Но интересно, какова будет синергия убыточного «Аэрофлота» (3,5 млрд руб. за прошлое полугодие) и убыточной «Трансаэро».