ФРС США остается центром финансовой вселенной

Как решать внутренние проблемы экономики в условиях пристального внимания всего мира

Федеральная резервная система (ФРС) США остается центром финансовой вселенной. И вроде бы полномочия этого центра даже постоянно расширяются. В кризис ФРС кредитовала банки, и иностранные институты с подразделениями в США сгребали спасительные доллары, которые почти пропали на рынке; ФРС даже получила прозвище «центробанк мира». Во время нескольких раундов денежного стимулирования долларов, наоборот, стало так много, что денежные волны перехлестывали через края американского рынка и текли полноводными потоками на развивающиеся. В мае 2013 г. стоило тогдашнему председателю ФРС Бену Бернанке заикнуться, что ФРС готова начать сворачивать денежное стимулирование, как рынки развивающихся стран устремились вниз – и вроде бы уже намеченное на сентябрь окончание скупки активов было перенесено на начало 2014 г.

В этом году ситуация частично повторяется. Предполагалось, что процентные ставки могут быть повышены в июне, но этому помешало внутреннее событие – неожиданная слабость экономики США в I квартале. Что ж, дело нормальное: центробанк ориентируется на то, что происходит на подведомственной ему территории. Но проблемы стали нарастать: снова покатились вниз развивающиеся рынки и их валюты, рухнул фондовый рынок Китая, о котором до тех пор никто не вспоминал, в китайской экономике проявилась неожиданная слабость, из-за чего затрясло мировые рынки. МВФ и Всемирный банк призвали ФРС ставки в сентябре не повышать, а то развивающиеся страны пострадают еще больше. ФРС ставки не повысила.

Международные институты беспокоятся о своих основных клиентах. Участники рынков беспокоятся о своих прибылях. Всеобщее беспокойство легко перерастает в мнительность и паранойю. Может, ФРС знает что-то такое, чего не видно из экономических данных? Может, ФРС боится столкнуть в рецессию мировую экономику, которую перестал тянуть Китай? Может, ФРС боится обвалить финансовые рынки (и это после полугода ожиданий, что ставки повысятся)?

С другой стороны, слышны заявления вроде: сколько можно ждать – пока надуются пузыри еще больше, чем в 2000-е гг.? Разве рынок труда в США уже не восстановился в полной мере? Если ФРС будет думать обо всех, сможет ли она сделать хоть что-нибудь?

Но ФРС вполне может думать как раз о внутренних проблемах. Стоит ли повышать ставки, стимулируя дальнейшее укрепление доллара, которое ударит по прибылям американских транснациональных компаний, при том что инфляция в США заметно ниже цели в 2%? Хотя ФРС остается центром финансовой вселенной, ее влияние на окружающий мир будет пусть медленно, но сокращаться, ибо мир этот стал гораздо больше. ФРС не сможет нивелировать неповышением ставок негативные проблемы в экономике Китая, ВВП которого превысил $10 трлн в 2014 г. (против $1 трлн в 1999 г.). Китайцам придется делать то, чего они так добиваются, – самостоятельно справляться с решением вопросов, теперь уже мирового уровня. А выжидательность ФРС может дать результат, аналогичный тому, что был два года назад, когда после месяцев турбулентности первый шаг по ужесточению денежной политики прошел достаточно гладко.