От рентной экономики к политике надежды

Бывший зампред Центрального банка Нигерии Кингсли Могалу о трудностях управления петрократией

Слишком долго лидеры Нигерии действовали так, как будто единственно важные решения, которые им нужно было принимать, касались распределения благ и активов: что кому. Избранный в этом году президентом страны Мухаммаду Бухари в ближайшее время объявит состав нового правительство. Именно сейчас у избранного президента есть возможность показать, что он будет действовать не так, как его предшественники. У Бухари и его коллег есть шанс изменить к лучшему жизнь всего нигерийского народа.

Самая населенная страна Африки столкнулась с большими трудностями. Нигерийская экономика, недавно обошедшая по размерам ЮАР и ставшая самой большой в Африке, пострадала от внешних шоков, воздействие которых усугубилось чрезмерной зависимостью от торговли сырьем. После падения цен на нефть сразу несколько штатов перестали справляться с выплатами зарплат, в том числе учителям, и должны были рассчитывать на помощь федерального центра.

Безработица высока, и экономика замедляется (показанный во II квартале нынешнего года рост в 2,3% низок по нигерийским меркам: в период с 2005 по 2015 г. экономика в среднем росла на 6% в год. – «Ведомости»). Вслед за вопросами безопасности задача ускорения экономического роста – самая трудная для администрации Бухари.

Нынешние проблемы страны отчасти вызваны неспособностью создать «кубышку» на случай экономических проблем. Международные резервы Нигерии находятся не в лучшем состоянии, а национальная валюта, найра, при сохранении мягкой привязки к доллару претерпела за минувшие 12 месяцев уже две девальвации.

Проблемы связаны и с чрезмерной зависимостью от нестабильных рынков природных ресурсов. А ключевой помехой для диверсификации экономики является крайне слабый уровень развития инфраструктуры. Электроэнергетическая отрасль, к примеру, генерирует лишь одну десятую объема электроэнергии, производимой в Южной Африке. Напомним при этом, что население Нигерии более чем в 3 раза превосходит южно-африканское. Этот рынок – потенциальная возможность для иностранных и внутренних инвесторов. Чтобы в короткие сроки выйти на устойчивый рост, стоит обратить внимание на внесетевые альтернативные источники энергии: успехи Марокко должны в этом смысле служить примером.

Центральный банк Нигерии предпринял попытки остановить истощение валютных резервов, ограничив покупку валюты для некоторых импортеров. Финансовые рынки отреагировали раздраженно. Банк JPMorgan исключил Нигерию из своего индекса Emerging Markets Government Bond, ссылаясь на недостаток ликвидности на валютных рынках. Это неприятная ситуация, но последствия решения американского инвестбанка переоценивать не стоит: Китай и Индия много лет показывают впечатляющий рост и при этом отсутствуют в индексе.

Нет сомнений в том, что Бухари считает необходимым сохранять активную роль государства в управлении экономикой. На сегодняшний день он не проявил готовности отказаться от крайне вредных топливных субсидий, полагая, вероятно, что отмена господдержки импорта топлива больно ударит по беднейшим слоям общества. (Нигерия, крупнейший производитель нефти в Африке, экспортирует около 2 млн баррелей сырой нефти в день, но практически полностью зависит от импорта в части потребляемых страной нефтепродуктов. В страну ввозится около 40 млн л топлива в день. Часть импортного топлива поступает в страну по схеме, позволяющей обмен сырой нефти на нефтепродукты и в данный момент являющейся предметом антикоррупционного расследования. Несмотря на это, на сегодняшний день государство продолжает компенсировать импортерам разницу между рыночными ценами и установленной правительством контролируемой ценой на бензин и керосин. – «Ведомости».)

Бухари ошибается, полагая, что бенефициарами этой меры являются бедные. Выигрывают благодаря им прежде всего обеспеченные слои и средний класс. Правительство достигнет гораздо больших успехов, если отменит субсидии и начнет перераспределять высвободившиеся средства напрямую в пользу по-настоящему нуждающихся граждан.

Действительным мерилом успеха нового правительства будет его способность создать в стране диверсифицированную индустриальную экономику, которая сможет ограничить структурные эффекты сырьевой зависимости. Препятствия на этом пути – особенности системы, создающие стимулы для ошибочных политических решений.

Бухари предстоит делегировать полномочия, укрепить ответственность и подотчетность регионов. Федерация в ее нынешнем состоянии концентрирует слишком много власти в Абудже и давно доказала свою неспособность справляться с теми проблемами, которые призвана была решать. Для создания стимулов к экономической активности понадобится принятие конституционных поправок.

Рентозависимая система – результат политической ограниченности. Это политэкономическое устройство предполагает, что государство в принципе не берется создавать условия для роста экономики, а занимается лишь дележом ресурсов. Политики сфокусированы на том, чтобы вознаграждать своих сторонников, – естественно, пирог при этом быстро уменьшается. На смену политике нефти должно прийти что-то более просвещенное. Многое зависит сейчас от Бухари, но ответственность за результаты решений несет не он один. Совместно с правительством он должен поставить Нигерию на путь развития и процветания.

FT, 21.09.2015, Максим Трудолюбов

Автор – профессор Школы Флетчера в Университете Тафтса, бывший заместитель руководителя Центрального банка Нигерии