Деление при полном отсутствии умножения

Минфин занимается бюджетом, экономикой не занимается никто

Катастрофические сценарии в публичных выступлениях представителей финансово-экономического блока – способ сигнализировать о дисбалансе бюджета, тупике нынешней экономической модели и необходимости структурных реформ. Министр финансов Антон Силуанов сообщил в Совете Федерации, что резервный фонд (3,1 трлн руб.) может быть исчерпан уже в 2016 г. Замминистра экономического развития Алексей Ведев рассказал парламентариям о том, что при консервативном сценарии развития ситуации – сохранении в течение двух лет среднегодовой цены на нефть в $40 за баррель – экономику ждут новые шоки, а вернется на докризисный уровень она к 2020 г. Впрочем, Минэкономразвития считает вероятность такого сценария невысокой.

В проекте бюджета на 2016 г. на финансирование дефицита из резервного фонда предполагается выделить 2,1 трлн руб. Серьезное снижение цен на нефть маловероятно, так как невыгодно большинству игроков рынка. Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отметила, что Минфин учел не все источники доходов. В частности, государство может взыскать около 830 млрд руб. штрафов за нарушение валютного законодательства, таможенные платежи, по ее расчетам, могут принести в бюджет еще 126 млрд руб.

Если цена на нефть будет ниже запланированных $50 за баррель, а первые лица решат дополнительно индексировать пенсии накануне думских выборов, из резервного фонда придется дополнительно изымать средства, отмечает директор НИФИ Владимир Назаров. Дефицит бюджета не опасен, когда создаются условия для экономического роста, увеличения производства и строительства, заработной платы и потребительского спроса. Но сейчас Минфин превращается в бухгалтера, который избирательно изымает доходы и сокращает расходы без учета негативного влияния на будущее. Отказ от снижения экспортных пошлин на нефть с 42 до 36% принесет дополнительно около 200 млрд руб., но сократит инвестиции нефтяников в развитие отрасли. Правительство заморозило пенсионные накопления, сократило в бюджете 2016 г. на 10% расходы на федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП). Экономя на производительных расходах (на ФАИП, здравоохранение, образование), государство продолжает в прежних объемах выделять средства на оборону и правоохранительную деятельность. Перекос в пользу непроизводительных расходов может негативно повлиять на темпы выхода из кризиса.

Не менее важно другое: государство не создает выгодных условий для бизнеса и роста инвестиций, предпочитая делить уменьшающийся бюджетный пирог.