Труба налево, труба направо

Настоящая эффективность «Газпрома» не измеряется по МСФО или РСБУ

Алексей Миллер: Уважаемый Владимир Владимирович! Прошу дать команду на сварку первого стыка магистрального газопровода Ухта – Торжок – 2.

Владимир Путин: Уважаемые друзья, коллеги! Мы делаем серьезный шаг в освоении месторождений Ямала и в развитии магистральной транспортной инфраструктуры. Начинайте. (Цитата по kremlin.ru.)

Во вторник непосредственно перед заседанием комиссии по ТЭКу Владимир Путин с помощью телемоста поучаствовал в сварке первого стыка нового газопровода; председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер находился на месте старта в Республике Коми. Стало понятно, что вопрос о реформе «Газпрома» на комиссии подниматься не будет (а ведь представители «Роснефти» просили, а представители ФАС даже обещали).

Необходимость разделения газовой монополии активно обсуждается на фоне все новых примеров неэффективности ее работы. Неделю назад стало известно, что около 240 км труб, предназначавшихся для газопровода «Южный коридор», будут просто лежать в земле, поскольку строительство восточного маршрута этого газопровода пришлось остановить (т. е. вместе с трубами «Газпром» зарыл в землю около 40 млрд руб.). Проект «Южный поток» остановил Владимир Путин из-за противодействия ЕС, а заявленная мощность объявленного тем же Путиным проекта «Турецкий поток» за полгода переговоров сократилась в два раза.

Только во вторник пришли две негативные новости. В новом рейтинге крупнейших энергетических компаний мира агентства Platts «Газпром» скатился на 43-е место (с четвертого в прошлом году). А турецкая Botas подала в арбитраж иск о пересмотре условий контракта на поставку российского газа.

Турки хотят получить скидку к цене газа с декабря прошлого года – принципиальная договоренность о скидке есть, но, по мнению «Газпрома», она окончательно не зафиксирована в документах и должна идти в пакете с межправительственным соглашением о строительстве газопровода «Турецкий поток». Ну а это соглашение не может быть заключено, пока в Турции не будет сформировано новое правительство. Ситуация дополнительно осложняется участием российских войск в конфликте в Сирии, которым очень недовольно турецкое руководство.

Собственно, проблемы на турецком направлении могли активизировать работы «Газпрома» на направлении немецком. Мотивом по-прежнему остается диверсификация поставок в Европу (читай – подвешивание украинского транзита) и увеличение этих поставок: «Газпром» уверен в том, что спрос в Европе будет расти. Сама Европа в этом не уверена, более того, строительство наземной инфраструктуры «Северного потока – 2» может столкнуться с законодательными ограничениями ЕС. Решения этого вопроса «Газпром» по традиции не дожидается и начинает строить внутрироссийскую трубу.

Настоящая эффективность «Газпрома» для Кремля лежит не в отчетности по МСФО или РСБУ. Впрочем, наблюдатели спорят, что тут важнее – внешняя энергетическая политика или российские траты на подряды.