Платежным терминалам осталось недолго

Демарш ЦБ приближает сроки их ухода с рынка

С тех пор как ЦБ в начале лета обнаружил массовые нарушения владельцами платежных терминалов правил работы с наличностью, сеть платежных агентов Qiwi основательно сократилась. Газета «Коммерсантъ» сообщила со ссылкой на источники, что работать прекратило около 25% терминалов Qiwi, сама компания утверждает, что 20%. Пусть даже 20% – это все равно много. Хотя Qiwi активно развивает и альтернативные способы платежей (например, электронный кошелек Qiwi Wallet, которым можно пользоваться и с обычного компьютера), потеря 20% терминалов для компании наверняка ощутима. Тем более что она сочетается с увеличением выплат сохранившимся агентам. Аналитики JPMorgan подсчитали, что в новых реалиях Qiwi недосчитается примерно 0,9 млрд руб. выручки в этом году, а в следующем – уже 3,8 млрд руб.

Платежный терминал – чисто российское изобретение, возникшее в начале 2000-х гг. в условиях, с одной стороны, быстрого роста мобильной связи, интернет-доступа и других услуг, которые нужно периодически где-то оплачивать, и, с другой стороны, сравнительно слабого распространения среди населения кредитных карт. Благодаря такому стечению обстоятельств основателям Qiwi удалось развернуть мощный и динамично растущий бизнес – выручка компании еще пять лет назад росла на 30–50% ежегодно. А в мае 2013 г., когда Qiwi размещала акции на американской бирже NASDAQ, инвесторы оценили ее в 32,7 показателя прибыли – довольно щедрый мультипликатор, в особенности для российских компаний.

Уже тогда было понятно, что эпоха платежных терминалов не будет длиться вечно – со временем люди привыкнут оплачивать услуги в интернете, через мобильные приложения и т. д. Нынешний демарш ЦБ не то чтобы разрушает бизнес «терминальщиков», но некоторым образом усугубляет ситуацию. В борьбе за клиента часть владельцев терминалов попытались отменить внешние комиссии – они стали зарабатывать только на внутренних, т. е. на отчислениях компаний – получателей платежей, которые, впрочем, в последние два-три года тоже резко сократились. Теперь же, когда ЦБ строго велел всем участникам этого рынка зачислять все проходящие через терминалы деньги на спецсчета, возможности для манипуляций с наличностью исчезли и что-то заработать можно, только возвращая комиссии за платежи. Ясно, что это как минимум не добавит популярности терминалам.

Qiwi и владельцы других платежных систем пытаются приспособиться к изменениям. В частности, Qiwi заговорила о создании широкой сети почтоматов для доставки и оплаты заказов, сделанных в интернет-магазинах. Но вот терминал – некогда основной для этих компаний инструмент заработка, похоже, – будет все стремительнее превращаться в архаичное устройство.