Статья опубликована в № 3950 от 30.10.2015 под заголовком: От редакции: Скорость отклика

Российские власти отвечают на старые вызовы

Что важнее – Doing Business или свобода интернета?

В очередном рейтинге Freedom House Россия попала в список стран с «несвободным интернетом» (еще в прошлом году рунет считался «частично свободным»). Зато в рэнкинге Doing Business Всемирного банка Россия поднялась на 51-е место, почти выполнив промежуточную задачу (50-е место в 2015 г.), поставленную президентом Путиным еще в 2012 г. Что важнее?

Нельзя не похвалить российских чиновников за успехи в сокращении административных барьеров для открытия бизнеса (главные показатели Doing Business). Да, рэнкинг рассчитывается по одному городу из каждой страны – крупнейшему деловому центру, само исследование не показывает условия ведения бизнеса, а оценивает качество регуляторной функции государства, причем главным образом при открытии бизнеса. Такие основополагающие для делового климата вещи, как независимые суды, защищенное право собственности, конкурентная среда, стабильность налоговой и финансовой системы, уровень коррупции, Doing Business не оценивает.

Поэтому Россия здесь соревнуется главным образом с соседями: Казахстан – на 41-м месте, Белоруссия – на 44-м, Молдавия – на 52-м, Азербайджан – на 63-м. А, скажем, Армения (35-е) далеко впереди. Поэтому же подъем в рейтинге сопровождается падением инвестиций, выводом капитала из страны и т. д. Что будет значить легкость открытия бизнеса, если открывать его некому?

Здесь можно отметить, что доклад Всемирного банка появился в середине 2000-х, рейтинг составляется с 2005 г. Для российского правительства это вызов 10-летней давности – тогда его сильно критиковали за барьеры для бизнеса, но рост экономики на цене нефти позволял не обращать на критику внимания.

И вот наконец в 2012 г. президентом поставлена задача ответить на вызов 2005-го – и через три года мы видим, что да, задача решается. Ухудшается ситуация в смежных сферах (суды и правоприменение, конкуренция, коррупция, финансовая система), усиливаются политические ограничения – ну и что? Эти вызовы проходят по другой графе (или по другой ведомости).

Один из важных вызовов нынешнего времени – качество информационных технологий. Сегодняшнюю науку и инновации невозможно представить без свободы обмена информацией, без распределенных сетевых структур. Именно поэтому ужесточение контроля государства за интернетом контрпродуктивно и обещает негативные последствия.

Впрочем, российский президент считает локомотивом экономики и инноваций оборонно-промышленный комплекс; ставка делается на него – и это тоже ответ на старые вызовы, еще XX в. Геополитика как основа мышления нынешней плеяды российских политиков вообще родом откуда-то из века XIX. Но что поделаешь – только руки дошли.