Vimpelcom Ltd. расплачивается за международные амбиции

Претензии в связи с «узбекистанским делом», возможно, еще не конец истории

Сейчас это кажется удивительным, но, покупая в 2004 г. казахстанский «Кар-тел», «Вымпелком» был последним из сотовой «большой тройки», кто решился шагнуть за пределы России. МТС уже работала к тому времени на Украине, в Белоруссии и Узбекистане, «Мегафон» – в Таджикистане. Cпустя несколько месяцев после завершения казахстанской сделки выяснилось, что к «Кар-телу» имеются гигантские претензии – на $5,5 млрд – от турецкого Фонда страхования вкладов. Так напомнили о себе бывшие совладельцы казахстанского бизнеса – члены турецкого семейства Узан, которым Турция вменила многочисленные нарушения и конфисковала их активы.

От тех требований удалось отбиться, но начало международной экспансии «Вымпелкома» оказалось символичным. За дальнейшие агрессивные приобретения активов компании пришлось платить – и не только деньгами.

Выход оператора на Украину в 2005 г. стал причиной многолетней войны между его акционерами – «Альфа-групп» и норвежской Telenor. Плодом их перемирия стало создание в 2009 г. международного холдинга Vimpelcom Ltd., но мир оказался недолговечным – и нарушило его опять желание компании развиваться вширь. В 2011 г. Vimpelcom, проигнорировав несогласие норвежцев, присоединил принадлежавшую египтянину Нагибу Савирису группу Wind Telecom, работавшую в Италии, Алжире, Пакистане, Канаде, нескольких странах Африки. Ценой этой сделки стало не только вновь нарушенное (и так никогда до конца не восстановившееся) согласие акционеров, но и гигантский долг, унаследованный от новоприобретенной итальянской «дочки». Чтобы обслуживать его, Vimpelcom в 20 раз урезал дивиденды. Как раз к этому времени окончательно сошел на нет рост бизнеса его крупнейшего актива – российского «Вымпелкома», несколько лет безостановочно менявшего руководство.

Тогда инвесторы, кажется, и махнули рукой на Vimpelcom. Если в апреле 2011 г., когда совершалась сделка с Савирисом, депозитарная расписка компании стоила более $14, то в феврале 2014 г. (еще до Крыма и санкций) – около $10. Теперь же стоимость расписки скатилась ниже некуда – до $3,5, а капитализация всей компании, пять лет назад (еще до объединения с активами Савириса) стоившей около $22 млрд, – до $6,4 млрд. Понятно, что за эти пять лет изменились и рынок, и оценка стоимости активов – да весь мир изменился. Но что-то в этом все-таки есть: не имея активов практически нигде, кроме нескольких стран СНГ, «Вымпелком» стоил в 3,5 раза больше, чем сейчас.

Нынешнее расследование предполагаемой коррупции в Узбекистане, затронувшее (справедливости ради отметим) не один Vimpelcom, но и МТС, и шведско-финскую TeliaSonera, само по себе, может, и не самое страшное, с чем сталкивался менеджмент холдинга. Юристы предполагают, что дело идет к мировому соглашению. Но ущерб от этой истории громадный. Telenor – старейший акционер «Вымпелкома» объявил о продаже своих 33%; из-за создания резерва под вероятные штрафы у Vimpelcom рекордный квартальный убыток – более $1 млрд; ушлые американские инвесторы массово подают к компании коллективные иски. Репутации компании нанесен мощнейший удар. И не ясно, конец ли это всей истории. Кроме Узбекистана Vimpelcom работает еще в массе интересных стран.