Мнения
Бесплатный
Павел Аптекарь
Статья опубликована в № 3958 от 12.11.2015 под заголовком: От редакции: Уступите дорогу

Бюджет с большой дороги

Непросчитанное решение о сборе с грузовиков привело к протестам дальнобойщиков

Предупредительная акция водителей-дальнобойщиков на основных магистралях России не привела к серьезным перебоям в движении. Тысячи фур стояли на обочине, не мешая проезду другого транспорта. Тем не менее протест против введения сбора с большегрузных автомобилей показал, насколько серьезными могут быть последствия недостаточно просчитанных решений, принятых для пополнения бюджета и внебюджетных фондов.

По официальной версии Минтранса и Росавтодора, сбор за пробег автомобиля с максимальным весом более 12 т должен был компенсировать государству ущерб, наносимый федеральным трассам. Вводить плату за проезд решено было в кризис; президент отложил этот проект в конце 2012 г., когда экономическая ситуация была значительно более благополучной. То, что правительство быстро согласилось снизить плату за проезд с первоначальных 3,73 руб. за километр до 1,53 руб. до марта 2016 г. (затем – 3,06 руб. до конца 2018 г.), вызывает сомнения в экономической обоснованности тарифа, замечает адвокат Дмитрий Костальгин.

Авторы идеи опирались на опыт европейских стран, где аналогичный сбор при проезде по магистралям и части дорог общеевропейской сети действует с начала 2000-х гг. Минтранс и Росавтодор планировали получить в 2015 г. за счет сбора около 50 млрд руб., 10,6 млрд из них получит компания-оператор «РТ-инвест транспортные системы», которой поровну владеют бизнесмен Игорь Ротенберг и фонд «РТ-инвест». 39 млрд руб. вряд ли решат проблемы отечественных дорог: бюджет Федерального дорожного фонда, складывающийся из акцизов на топливо, составил 578 млрд руб. в 2014 г. и 622,5 млрд руб. в 2015 г.

С учетом региональных фондов, которые финансируются также за счет транспортного налога, общий дорожный бюджет составил 1,4 трлн руб. в 2014 г. Плата за проезд добавит к нему менее 3%. Зато это может вызвать существенный рост нагрузки на бизнес перевозчиков, повысить затраты ритейлеров и цены для потребителей. Себестоимость километра пробега сейчас составляет, по разным оценкам, от 27 до 30 руб., введение платы за проезд в 3,06 руб. повысит ее на 10–12%. По расчетам аналитиков JPMorgan, затраты ритейлеров могут вырасти на 15%, что неизбежно скажется на ценах для потребителей.

Установка передающих устройств для перевозчиков бесплатна. Однако размер платы за проезд и большие штрафы за проезд без устройства могут привести к тому, что примерно треть машин, особенно мелких и средних фирм могут уйти с рынка или уйти в «серую» зону, что снизит поступления транспортного налога и вызовет рост безработицы

Государство не приняло альтернативные варианты пополнения бюджета. В частности, по мнению вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, те же средства можно получить за счет повышения акцизов на топливо, что повысило бы себестоимость километра пробега всего на 29 копеек.

Читать ещё
Preloader more