От редакции: Профилактика Конституции

Конституция не может работать, потому что нынешняя Россия не республика

В субботу протестующие в подмосковных Химках против системы «Платон» дальнобойщики записали видеообращение к Владимиру Путину: «Мы перечитали текст Конституции, третья статья гласит, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Однако по факту это не так». В Москве День Конституции был отмечен массовыми задержаниями участников одиночных пикетов, которые по закону не требуют согласования. По данным «ОВД-инфо», было задержано более 30 человек, в том числе лидер «Яблока» Сергей Митрохин и участник совещания по разработке ныне действующей Конституции Георгий Сатаров.

Сами по себе требование государства в обязательном порядке согласовывать гражданские акции, отказ их согласовывать на произвольных основаниях (в субботу мэрия отказалась согласовать заявленную акцию оппозиции, ссылаясь на необходимость подготовки к новогодним мероприятиям) и задержания участников таких акций нарушают 31-ю статью Конституции, обеспечивающую гражданам свободу собраний.

Утверждения о том, что Конституция представляет собой спящий закон, в последнее время стали общим местом. Перечислять отдельные статьи можно очень долго. Согласно ст. 18, смысл и применение законов, действия власти должны определяться защитой прав и свобод гражданина, ст. 19 гарантирует равенство всех перед законом, а ст. 120 и 10 – независимость суда и судей.

По мнению правозащитников, противоречит конституционному праву на поиск и распространение информации указ президента, засекречивающий данные о жертвах среди военнослужащих, погибших в ходе спецопераций. То же самое касается многих законов, ограничивающих деятельность медиа.

Федеративное устройство, разделение властей, местное самоуправление, честные выборы, свобода совести, свобода передвижения, право частной собственности – во всех этих и многих других сферах Конституция все больше спит.

По словам Сатарова, несоответствие действующих законов Конституции вполне логично, поскольку не соответствует реальности определение Российской Федерации как «демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления». Все дальнейшее – закономерные следствия.

Надо заметить, что ситуация во многом обоюдна. Прописанные в Конституции обязанности граждан платить налоги, охранять окружающую среду, служить в армии не воспринимаются как обязательные к исполнению. Не видя желания соблюдать основной закон со стороны государства, граждане также не считают себя связанными такой необходимостью. Симптоматично, что первая поправка к конституции США касалась защиты свободы слова, тогда как первые же существенные поправки к российской Конституции касались расширения легислатуры президента и парламента.

Апеллирующие к Конституции в России сегодня напоминают лесковского Однодума – чудака, попавшего под излишнее влияние книги всем известной, но никем не читаемой – Библии. «На Руси все православные знают, что кто Библию прочитал и «до Христа дочитался», с того резонных поступков строго спрашивать нельзя; но зато этакие люди что юродивые – они чудесят, а никому не вредны, и их не боятся». Более того, нынешних российских юродивых, дочитавшихся до Конституции, все равно задерживает полиция. Для профилактики, наверное.