Система и «Система»

Почему случай ренационализации «Башнефти» – модельный

Новость о прекращении уголовного дела против председателя совета директоров АФК «Система» Владимира Евтушенкова привела к росту курса акций компании на Московской бирже. Это логично. Но сама ситуация не очень-то веселая: судимость или снятие судимости с бизнесмена в России становится довольно распространенным фактором успешности бизнеса.

Дело по факту продажи акций башкирского ТЭКа «Системе» было возбуждено в августе 2014 г. (при этом оспаривались сделки еще 1990-х гг., к которым «Система» не могла иметь отношения). Евтушенкову пришлось просидеть три месяца под домашним арестом, «Башнефть» по решению суда перешла в собственность государства (в 2015 г. 25% компании переданы в собственность Башкирии). По подсчетам Forbes, обвинения и ренационализация «Башнефти» обошлись Евтушенкову в $6,2 млрд. Сама «Система» не стала оспаривать национализацию «Башнефти», отсудив 70,7 млрд руб. у продавца активов – ООО «Урал-инвест». Теперь и Евтушенков заявляет, что не будет требовать от государства компенсации (его адвокаты говорят, что согласно постановлению о прекращении дела бизнесмен имеет право на реабилитацию и возмещение ущерба).

Арбитражный суд Москвы признал «Систему» добросовестным приобретателем еще в феврале 2015 г. Тем не менее дело прекратили только 18 декабря, Евтушенков и его адвокаты узнали об этом только 14 января. И ведь речь идет о крупном предпринимателе.

Можно сказать, что случай «Системы» и Евтушенкова модельный. В стране с независимым правосудием человек и бизнесмен, признанный невиновным, немедленно подал бы иски о реабилитации и возмещении материального ущерба и морального вреда.

В нашем случае готовность отдать государству актив, потерять миллиарды и не предъявлять никаких претензий скорее является условием для того, чтобы ты оказался признан изначально невиновным. Другая сторона этой модели, обратная, – случай ЮКОСа и Михаила Ходорковского.

Отношения государства с бизнесом после всех бесконечных заявлений о либерализации уголовного законодательства, о том, что нельзя «кошмарить», и т. д. остаются однонаправленными: государство делает что хочет, бизнес – что скажут. По данным судебного департамента при Верховном суде, число осужденных по традиционным «предпринимательским» статьям (мошенничество, растрата, коммерческий подкуп и др.) в первом полугодии 2015 г. по сравнению со вторым полугодием 2014 г. не снизилось. В ситуации экономического кризиса сжимается бюджетный пирог, падают коррупционные доходы; люди, имеющие административный ресурс (властные полномочия или «близость к телу»), усиливают попытки переделить пирог и расширяют свое внимание на всех, кто хоть немного зарабатывает.

Конечно, в такой системе отсутствие претензий правоохранителей к бизнесу едва ли не главная биржевая новость.