Статья опубликована в № 4003 от 28.01.2016 под заголовком: Миграционный кризис: Страх и закон

Глаза боятся – законы пишутся

Исследователь миграции Ольга Гулина о том, как Европа решает проблему наплыва беженцев
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Современная истерия вокруг сложившейся внутри Европейского союза миграционной ситуации подпитывается недостатком информации, налетами слухов, страхов и стереотипов, распространяемых далекими от миграционных реалий комментаторами.

Призраки «своих» и «чужих»

Уровень страха к «чужим» и нетерпимость к гуманитарным мигрантам варьируется от страны к стране. Свою готовность по-прежнему принимать беженцев высказывают 79% немцев, 77% итальянцев, 67% испанцев, 57% датчан, 47% голландцев, 46% французов и 44% англичан. Особняком в этом списке стоит Дания с населением порядка 5,7 млн человек, предоставившая убежище в 2014 г. лишь 10 191 человеку. 26 января 2016 г. Дания приняла закон об изъятии денежных средств, предметов обихода и украшений для оплаты убежища на территории страны и запрете воссоединения лиц – «беженцев от войны» с членами своей семьи на срок до трех лет.

Министр по вопросам иностранцев, интеграции и жизнедеятельности Дании Ингер Стойберг выступила с заявлением, что «это один из самых неправильно понятых в истории Дании законов», ведь изымаются лишь предметы, «не имеющие персонализированной значимости» и стоимостью свыше 10 000 крон (первоначально в законопроекте речь шла о 3000 крон). Разгоревшиеся на общеевропейской арене дебаты о человечности и адекватности закона быстро сошли на нет – просто потому, что подобный механизм предусмотрен и в немецком законе о предоставлении помощи лицам, обращающимся с прошением об убежище.

Подобная практика также давно является законодательной нормой в Швейцарии. Финансовые средства более 1000 франков у лиц, обращающихся с просьбой о предоставлении убежища на территории Конфедерации, подлежат изъятию. Конфискация указанных средств оформляется расчетным листком, гарантирующим лицу возвращение финансовых средств (персонализированные и имеющие особую значимость предметы не изымаются) в случае выезда с территории Конфедерации в последующие семь месяцев.

Наличие или отсутствие требований об изъятии ценных вещей и украшений у гуманитарных мигрантов стоит рассматривать в совокупности с целями европейского законодателя: устрашение и снижение числа заявителей на убежище (случай Дании) или разумное распределение обязанностей по его предоставлению (Германия, Швейцария). И здесь, конечно, правы правозащитные организации, выступившие с предложением разработать закон, возлагающий ответственность, в том числе и финансовую, по восполнению расходов (аналогично кредитованию образования или жилищных программ) после интеграции и адаптации беженца в стране. Такой подход во многом позволил бы избежать двоякости толкования и не плодить страхов «новых и пришлых», посягающих на чужое.

Призраки терроризма и другие

ИГИЛ (запрещенная в России организация) становится серьезной головной болью для жителей Европейского континента. Еще в марте 2015 г. глава Frontex (агентство ЕС по безопасности внешних границ) Фабрис Лежери говорил об опасности и сложности идентификации гуманитарных мигрантов в связи с тем, что в руки боевиков ИГИЛ попало 3800 чистых бланков паспортов сирийцев. Сегодня мы знаем, что среди организаторов теракта в Париже были лица с фальшивыми документами сирийских беженцев, попавших в страну через территорию Греции.

По данным министерства внутренних дел ФРГ и Федерального ведомства по уголовным делам, от 3 до 7% документов, предъявляемых просителями убежища в странах ЕС, являются поддельными. Еще в 2013–2014 гг. среди прибывающих в Германию гуманитарных мигрантов Федеральное агентство по делам беженцев и миграции выявило 200 заявителей, а Федеральное агентство по уголовным делам – 435 просителей убежища, представляющих угрозу национальной безопасности.

Последний отчет Europol подтверждает возросшие террористические угрозы, которые все в большей мере будут распространяться на территорию Европы и потребуют большей координации органов ЕС. Признаны пробелы в общеевропейской политике безопасности, приведшие к событиям 13 ноября в Париже; 25 января 2016 г. создан общеевропейский антитеррористический центр в Гааге, уполномоченный курировать национальные силы полиции стран ЕС, предотвращать гипотетические и реальные угрозы, в том числе подобные событиям, произошедшим в новогоднюю ночь в нескольких городах Евросоюза. Да, серия сексуальных посягательств на центральных площадях европейских городов признана «организованными преступными акциями». Уровень тяжести сексуального моббинга напрямую зависел от готовности и оперативности реагирования уполномоченных органов, в том числе полиции. В Хельсинки, где полиция вовремя отреагировала на сбор толпы иностранцев перед железнодорожным вокзалом задержаниями и привлечением дополнительных сил безопасности, жесткого сценария Кельна удалось избежать. Менее массовые «флешмобы» прошли в Гамбурге, Штутгарте, Кальмаре, Зальцбурге, Цюрихе.

Стоит признать, что волна гуманитарной миграции, хлынувшая в Европу, не позволила уполномоченным государственным службам в надлежащей форме просканировать индивидуальную историю каждого заявителя и, конечно, в Европу под личиной беженцев и лиц в поисках убежища попали криминальные элементы. Цена подобных просчетов и халатности высока, потому что измеряется человеческими жизнями, безопасностью и спокойствием европейцев.

Пути разрешения кризиса

В настоящее время ахиллесовой пятой миграционной политики ЕС является вопрос, кто и насколько ответствен за количество и качество принимаемых гуманитарных мигрантов. Мнения разделились. Одни ратуют за разрешение миграционного кризиса и квотирование принимаемых беженцев на общеевропейском уровне (президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Швейцарии Симонетта Соммаруга и др.). Вторые настаивают на решении вопроса о количестве принимаемых мигрантов внутри каждой страны ЕС в зависимости от возможностей по их расселению и интеграции (вице-президент немецкой партии СДПГ Юлия Клекнер, премьер Словении Миро Серар и др.).

Не дожидаясь единого решения на общеевропейском уровне, парламенты отдельных стран уже установили планки приема гуманитарных мигрантов, исходя из требований национальной безопасности и интересов населения. Так, Федеральное собрание Австрии вне зависимости от распределения беженцев внутри ЕС утвердило следующую квоту: 37 500 человек в 2016 г., 35 000 в 2017 г., 30 000 в 2018 г. и 25 000 в 2019 г. Аналогичные меры по инициативе Герхарда Пфистера (кантон Цуг) обсуждает и парламент Швейцарии, готовящийся установить ежегодную планку в 25 000 человек. Маловероятно, что подобная «национальная квота» будет пролоббирована в немецком бундестаге.

Вне зависимости от национальных или общеевропейских квот внутри Евросоюза для снижения количества прибывающих гуманитарных мигрантов будут приняты следующие меры:

а) увеличен список безопасных стран, гражданам которых убежище предоставляться не будет (в 2015 г. Германия это делала уже дважды, включив в список Сенегал, Гану, Алжир, Бенин, Гамбию, Мали, Нигерию, все государства Балкан, Украину, Молдавию и др.);

б) облегчена и/или введена автоматическая депортация для лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности, собственности, жизни и здоровья, противодействовавших сотрудникам полиции, вне зависимости от статуса их прошения об убежище или иных форм защиты (подобный законопроект уже подготовлен в Германии министерством внутренних дел);

в) для вновь прибывающих гуманитарных мигрантов будут установлены квоты и предписания по расселению, нарушение которых и/или самостоятельный переезд приведут к аннулированию прошения об убежище на территории государств – членов ЕС.

Мир изменился, он никогда больше не будет прежним. Те, кто не готов это признать, уже проиграли. Их время ушло, будущее принадлежит тем, кто понимает, что миграция – это неотделимое и непреодолимое будущее человечества. Вернее, даже его настоящее. И потому страхи перед «чужими» надо изживать, а призраков побеждать здравым умом и твердым расчетом.

Автор – директор Института миграционной политики, Берлин

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Читать ещё
Preloader more