Аналитика / Extra Jus
Статья опубликована в № 4013 от 11.02.2016 под заголовком: Extra Jus: Ошибка восприятия

Сбой первичного фильтра

Социолог Екатерина Ходжаева о том, почему полиция не отрабатывает абсолютно все вызовы

На Сергея Елесина напали и убили его под Казанью; несмотря на звонки жертвы в службу спасения 112, помощь организована не была. Эта история получила продолжение после многочисленных ведомственных проверок работы служб быстрого реагирования.

Проверки выявили: задача спасения перед службой спасения в России не ставится, а единственная цель работы оператора – заполнение карточки и передача информации в другие инстанции. Реальные кадровые решения приняты не в отношении оператора службы спасения 112. По информации МВД Республики Татарстан, работы лишились дежурившие в тот день ответственный дежурный и его помощница в ОВД по Лаишевскому району, на территории которого было совершено преступление. Кроме того, против помощницы возбуждено уголовное дело по статье «халатность». Ей вменяется в вину тот факт, что она не перезвонила преследуемому Елесину, чтобы уточнить его местонахождение, а также передала экипажу ГИБДД неполную информацию, сообщив о драке, а не об угрозе для жизни.

Помощница не согласна с тем, что ее делают единственной виновницей, и в своем интервью описала подробно, как ей видится ситуация. Она винит во всем своего непосредственного руководителя – ответственного дежурного, который был спокоен, не реагировал на этот вызов как экстраординарный, не настаивал на инициативных действиях. Из интервью становится понятно, что сотрудники дежурной части не усмотрели в информации ничего экстренно важного и не стали организовывать спасение. Привычные к бытовым конфликтам дежурные решили, что это рядовая пьяная драка с ДТП и в лучшем случае заявитель явится на следующий день.

Попытаемся ответить на вопрос, почему полицейская система и механизм взаимодействия между ведомствами дали сбой. Тут важно понимание действительной, а не формальной роли дежурных частей и их сотрудников при отделах полиции.

В крупных городах и столицах регионов управление наружными службами обычно организуется городским отделом, дежурные части в районных отделах полиции не имеют задач по координации, а лишь частично контролируют работу наружных служб при разборе с доставленными в отдел гражданами. В небольших городах, поселках и райцентрах дежурный при отделе полиции и его помощник – единственные, кто управляет всеми наружными службами, контролирует ситуацию, докладывает о ней начальнику отдела и выше.

Работа дежурного в отделе полиции требует способности решать одновременно много задач. Дежурные части – это центр, куда стекается информация о происшествиях из совершенно разных источников. Здесь организуется прием граждан и регистрируются заявления. Оперативный дежурный осуществляет управление патрулями и организует работу по вызовам. В случае сообщения о преступлении в его задачи входит организация следственно-оперативной группы, обеспечение ее транспортом и оперативной связью с руководством. Дежурные выполняют огромный объем другой работы: выдают и принимают оружие у заступающих на дежурство, информируют сотрудников отдела полиции об оперативной обстановке, следят за условиями содержания задержанных и административно арестованных. Они также проверяют работу других полицейских, разбирают ситуацию с доставленными. Дежурные в отделе – это еще и привратники, пропускающие и досматривающие граждан. Все это формально закреплено в должностных обязанностях и обязательно проверяется как руководством, так и прокуратурой. Поэтому по всем этим задачам важно вести правильно и вовремя документацию, отслеживать новые требования.

Но наиболее важная функция дежурного – быть первичным фильтром МВД, ведь в руках дежурного находится святое – книга учета сообщений о происшествиях. Это основной документ, фиксирующий регистрируемую преступность на территории отдела. От того, какова структура регистрируемых сообщений, зависит нагрузка и отчетность всех сотрудников. Поэтому дежурный всегда держит в голове последствия принятого решения не только для себя, но и для патрульных, участковых, органов следствия, оперативных сотрудников. В результате именно дежурные определяют, что произошло: ложное ли это сообщение, или это сообщение важное, но не требует срочной реакции, или же, напротив, произошло что-то очень серьезное и нужно быстро направить по вызову все имеющиеся силы. Толковый дежурный – это прежде всего тот, кто фильтрует поступающий поток сообщений в интересах ведомства: не увеличивает нагрузку лишней бумажной работой, не регистрирует «смутные» происшествия, имеющие перспективу стать «глухарями». Интересы руководства и заинтересованность коллег по увеличению показателей раскрытий и снижению нагрузки также оказываются критериями этой фильтрации.

К сожалению, организация спасения и экстренная помощь пострадавшим могут не соответствовать таким критериям. Это не означает, что дежурные намеренно не помогают людям. Многие делают это по долгу службы, но мы об этом не узнаем. Зато узнаем о случаях, когда происходит сбой. Если дежурный совершит оплошность и примет неверное решение, то его накажут. Если же дежурный выполнит свою работу, организует наружные службы грамотно и быстро, то это не будет считаться плюсом и почти никак не отразится на показателях его работы. Учитывать качественную, а не количественную сторону работы сотрудников МВД пока не способно.

Автор – научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге