Чему нас учит крах «Интеркоммерца»

Судьба банков решается теперь быстро

Центробанк отозвал лицензию у банка «Интеркоммерц», не поскупившись на самый дорогой страховой случай в истории системы страхования вкладов. Пострадавшим вкладчикам государство выплатит почти 65 млрд руб.

Банк примечателен не только этим. «Интеркоммерц» был последним уцелевшим до нынешних дней банком, через который в свое время транзитом шли деньги фирм – участников мошеннической схемы возврата НДС. Именно ее позже расследовал юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магницкий, который был арестован и умер в сизо.

У ЦБ насчет банка иллюзий не было. В 2013 г. «Интеркоммерц» был в списке банков с «высокой степенью вовлеченности в проведение сомнительных операций», следовало из письма замначальника главного управления Центробанка по ЦФО Карена Галустьяна управляющему отделением № 4 ГУ ЦБ по ЦФО Андрею Черепанову.

«Интеркоммерц» оказывал интересные услуги коллегам – предлагал субординированные обязательства для пополнения капитала в обмен на пассивы, а также был площадкой по схемному кредитованию технических компаний, рассказали несколько его контрагентов и финансисты, знакомые с такого рода операциями. Будут ли эти средства вычитаться из капитала банков, участвовавших в схемах, вопрос открытый. В пресс-службе ЦБ на него отвечать не стали. Однако широкой публике все эти шалости малоизвестны и, может быть, до последнего времени были даже неинтересны. У банка большая сеть отделений, привлекательные ставки по вкладам и множество партнеров среди госструктур. Состав его совета директоров был подобран тщательно: зампредседателя Центробанка Сергей Голубев, до апреля 2014 г. возглавлявший юридический департамент регулятора, известный банковский лоббист Александр Мурычев, выходец из «Конверс групп» Павел Крыжановский (был и совладельцем банка, правда, на сайте банка свежих данных нет). Будут ли у регулятора вопросы к совету директоров, пока не известно, однако чаще всего этим людям приходится покинуть руководящие должности в других банках. Голубев, к примеру, входит в совет директоров Азиатско-Тихоокеанского банка.

В крахе «Интеркоммерца», вероятно, значительную роль сыграли компании, державшие там деньги. Сейчас эта категория клиентов, пожалуй, самая нервная и осведомленная. То, с какой скоростью регулятор отзывает лицензии, заставляет волноваться при любой информации о возможных претензиях ЦБ к банку. Возможно, исходя из этих опасений, клиенты в январе активно забирали средства из «Интеркоммерца». Иначе объяснить, почему банк, имевший хороший запас ликвидности на 1 января, к концу месяца перестал выдавать вклады и задерживал платежи, сложно. Компании забрали более 9 млрд руб., рассказали люди, близкие к ЦБ. Граждане, некогда купившиеся на высокие проценты по вкладам, поучаствовать в панике не успели. Банк ушел в глухую оборону. Центробанк отозвал лицензию у «Интеркоммерца» через 10 дней после введения временной администрации, которое объяснялось «снижением собственных средств (капитала)». Отзыв лицензии был связан уже с полной утратой банком собственных средств. Судьба банков решается теперь быстро.