Идеальный бизнес нашего времени

Мелкий, не масштабируемый, низкомаржинальный, сложный в управлении, с минимумом собственности и желательно в тени

Атака на владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика, как и атака на владельцев торговых павильонов в Москве, добивает деловой климат в России. О привлечении инвестиций сегодня говорить сложно – но можно ли инвестиции сохранить?

Общая логика уменьшения рентного пирога в российской системе власти-собственности приводит к перманентному переделу активов. Власть должна подкармливать свое теряющее доходы окружение. Рецессия в экономике и бюджетный кризис приводят к росту законодательного давления на бизнес – в сфере налогов и регулирования. Каким же бизнесом сегодня можно заниматься в России, надеясь на то, что государство не отберет всю прибыль, а «нужные люди» не отберут сам бизнес?

Скажем, транспортным бизнесом заниматься сложно: естественные монополии, жесткое регулирование, возможность легко снимать с тебя маржу через квазифискальные механизмы (см. «Платон»). Недвижимость? С одной стороны, это лакомый кусок – особенно в случае валютной аренды. С другой – валютная аренда может быть объявлена непатриотичной, да и недвижимость легко отобрать. Торговля? Случай с ларьками показателен. Есть ведь еще крупные сети, и граждане всегда будут покупать еду. Но рынок ритейла очень конкурентен, а бизнес каждой сети устроен сложно – сотни магазинов на большой территории в арендуемых помещениях. Отнимать такой бизнес себе дороже, но и войти на этот рынок с нуля сегодня практически невозможно.

Хорошо себя чувствуют небольшие бизнесы, ориентированные на экспорт товаров народного потребления или, например, кондитерских продуктов – себестоимость их из-за девальвации резко упала.

Наверняка есть удачливые легальные экспортеры леса. Про нефть и газ говорить сложно, поскольку и цена на минимумах, и рынок поделен, и государство легко может национализировать «Башнефть».

Сельское хозяйство? Здесь есть долгосрочные проекты, как производство молока, – прибыли ждать придется несколько лет, и в это время тебе никто не будет мешать. Но есть и достаточно быстрые проекты, и интерес к отрасли «путинских олигархов». IT? Отличная идея, но за IT внимательно следят люди из органов, которые вскоре придут и предложат сотрудничество (бизнес-сотрудничество, не подумайте чего плохого).

Критическими с точки зрения рисков отъема становятся темпы роста бизнеса и аппетита отнимающих. Но, может быть, проблемы решает сотрудничество с государством, «правильная крыша»? Для кого-то да. Но «крыша» в одних случаях является защитой, в других – ключом, с помощью которого в ваш бизнес зайдет кто-то более важный для «крыши», чем вы.

Если представить себе идеальное дело, то сегодня это должен быть мелкий бизнес, не масштабируемый, низкомаржинальный, сложный в управлении, с минимумом собственности. В принципе, примерно так устроена теневая «гаражная экономика», встроенная в неформальные социально-экономические связи на уровне регионов. Атаки на нее нельзя исключать – но это потребует жесткого наступления центра на региональные элиты.

Если это все же случится, гражданам останется перейти на советские методы предпринимательства – мелкие взаимные услуги горожан друг другу, натуральное хозяйство в деревне. Есть еще рыболовство, охота и собирательство, в конце концов.

Дмитрий Каменщик на слушаниях в Басманном суде Москвы