Рейтинг импортозамещения

«Большая тройка» вынуждена ограничить работу на российском рынке

Международные рейтинговые агентства «большой тройки», судя по всему, ограничивают работу на российском рынке. Их вынуждает к этому «импортозаместительный» закон о рейтинговых агентствах, вступивший в силу в прошлом году.

Закон о рейтинговых агентствах появился как ответ на западные санкции – чтобы снизить риски отзыва рейтингов у подпавших под санкции российских компаний. Он создает для «большой тройки» рейтинговых агентств правовую коллизию (противоречит законодательству стран, где у них головные офисы) и требует дополнительных инвестиций на локализацию бизнеса. Аккредитоваться в реестре ЦБ смогут только российские юрлица, без аккредитации они вскоре потеряют право вести национальные рейтинги (где-то мы подобное уже видели).

Импортозамещение, как обычно, ведет к переделу рынка – рейтинги по национальной шкале, которые нужны для получения государственного финансирования, будут теперь разрабатывать только российские агентства, среди которых самое крупное – АКРА по случайности тоже создано в прошлом году при идейной поддержке правительства и Центробанка. Оно же первым подало документы на аккредитацию в ЦБ, как пишет «Коммерсантъ».

Moody’s – агентство, вроде бы наиболее продвинувшееся на пути локализации, – объявило о закрытии дочернего предприятия «Мудис Интерфакс» и отозвало рейтинги по национальной шкале (почти 150 рейтингов). У Fitch и S&P «дочек» не было и теперь вряд ли появятся, они продолжат работать как филиалы и предоставлять услуги рейтингования для внешних рынков. Заработки «большой тройки» в России – мелочь по сравнению с глобальными. К тому же никто не отнимает у них работу с международными рейтингами. Ну а отечественным «производителям» – небольшая поддержка. Можно не сомневаться, что они выпустят рейтинги не хуже иностранных.

На российских компаниях все это сильно пока не скажется. На мировом рынке никто не смотрит на рейтинги по национальной шкале. Да и возможности размещения или получения кредитов на западных рынках у российского бизнеса сейчас невелики. А российский ЦБ или российские биржи вряд ли начнут требовать у всех эмитентов поголовно национальные рейтинги или ограничивать использование международных. Собственно, опасность в этом «вряд ли» – прогнозировать регуляторную политику сегодня сложно.